Кто должен разрабатывать Кодекс корпоративных ценностей

4537
Тысячи сотрудников "Трансаэро" приняли участие в разработке Кодекса корпоративных ценностей компании. HR-подразделению пришлось решать три непростые задачи: сначала вовлечь сотрудников в работу, затем собрать и обработать все замечания, предложения, после чего внедрять Кодекс. За успешную реализацию этого проекта получила премию "Лучшие компании - работодатели 2010 года" в номинации "За лучшую стратегию внедрения корпоративных ценностей".

Алла, обычно корпоративные кодексы составляют так: берут готовую форму из Интернета, слегка адаптируют под компанию, затем обсуждают с руководством и спускают сотрудникам как данность.

Мы могли допустить такую же ошибку. Изучив опыт других компаний, мы сначала создали текст Кодекса, который отличался лишь тем, что была учтена специфика «Трансаэро» как авиапредприятия. Но результатом сами остались недовольны.

Что Вас смутило?

Реакция сотрудников, к которым мы обратились с просьбой посмотреть Кодекс и оценить его. Они отнеслись к тексту, который, честно признаюсь, был несколько формальным, без энтузиазма: в лучшем случае пожимали плечами, мол, что Вы отвлекаете нас от работы какими-то непонятными вещами, и вообще, зачем это нам. \ Направление дальнейших действий нам указала генеральный директор компании Ольга ПЛЕШАКОВА. Ознакомившись с первым вариантом текста, она задала ключевые вопросы: «Что предполагается сделать для того, чтобы Кодекс был воспринят сотрудниками? Как будет организован процесс его внедрения в коллективе?» Эти вопросы заставили нас размышлять, искать наиболее действенные варианты решения. Пытаясь найти ответы на вопросы генерального директора, мы вывесили документ на нашем внутреннем сайте и предложили сотрудникам компании высказаться – как они оценивают Кодекс, чего в нем недостает. Получили всего 20 откликов.

Интервью директора директората управления персоналом  «Трансаэро» Алла ЕГОРОВА: «Корпоративный Кодекс, созданный сотрудниками, – это еще один действенный инструмент в руках HR-а...»

Будем знакомы. Алла ЕГОРОВА окончила МИИГА (Московский институт инженеров гражданской авиации) по специальности инженер-системотехник. Обучение управлению персоналом прошла на многочисленных семинарах и тренингах. В области HR работает с 1993 года. До 2003 года больше занималась обучением персонала. Основным своим профессиональным достижением считает создание в компании «Трансаэро» Директората управления персоналом, а также разработку и внедрение процессов управления персоналом в компании.

Получается, сотрудники сначала были равнодушны к Кодексу?

Да. И мы поняли: чтобы сотрудники восприняли этот Кодекс как свой, нужно начинать все сначала и создавать его текст вместе с ними.

Иначе говоря, сделать работников компании если не инициаторами, то как минимум участниками разработки Кодекса?

Абсолютно верно. Благодаря этому мы решим сразу несколько задач: обсуждая положения Кодекса с сотрудниками компании, мы фактически одновременно работаем над его внедрением. Ценна и обратная связь, благодаря которой мы узнаем, что сотрудники считают главными ценностями, каковы их ожидания.

Кто был инициатором создания этого документа?

Это была идея генерального директора. Впоследствии над кодексом работала проектная группа из числа сотрудников директората управления персоналом, отдела корпоративной культуры, директората корпоративных коммуникаций и отдела корпоративных СМИ. Всего восемь человек. Это была команда увлеченных людей, никого не приходилось подстегивать. Забавно, но мы так и не выбрали в нашей группе менеджера проекта. В этом не было необходимости. У каждого члена группы была своя ниша, а руководила всеми общая идея – сделать свод ценностей.

Но действительно ли Кодекс необходим, была в нем реальная потребность?

Была. Ведь в этом году «Трансаэро» исполняется 20 лет. За прошедшие годы в компании создалась уникальная для отрасли творческая доброжелательная атмосфера, сложились свои традиции. Обобщить все лучшее и выделить самое главное – вот чего хотела от нас Ольга ПЛЕШАКОВА. Кодекс должен быть полезен всем – и работникам со стажем, и новичкам. Ведь компания растет довольно быстрыми темпами. Только за 2010 год в коллектив влилось 2,5 тысячи новых сотрудников. Так что Кодекс, созданный общими усилиями, был нам просто необходим.

Как Вы вовлекли сотрудников в процесс обсуждения ценностей?

Мы использовали разные формы взаимодействия. Во-первых, опросили фокус-группы, в ходе которых их участники – сотрудники компании – высказывались о том, что должно являться моральными и этическими принципами «Трансаэро». Во-вторых, провели презентации, инициировали обсуждение на сайте, в корпоративной газете. Также членами проектной группы принимались замечания и предложения, направленные в их адрес сотрудниками. Но самый главный инструмент – анкеты.

Вы раздавали бланки анкет и просили их заполнить?

Да, именно так. Причем в одних анкетах мы просили сотрудников обозначить самые главные принципы и нормы поведения, в других – описать, как работники компании представляют себе этот Кодекс, каким он должен быть по содержанию.

Что значит – обозначить главные ценности?

В анкете был некий перечень ценностей с небольшим описанием каждой, и сотрудник мог либо выбрать что-то из готового списка, либо добавить новым пунктом какую-то свою ценность. Также в этой анкете сотрудники описывали, как они понимают ту или иную ценность, иллюстрировали ее примерами из своей трудовой деятельности.

И получали за свои ответы и замечания небольшой подарок…

Конечно, мы подготовили такие подарки. Все, кто заполнил анкету, получали на память специальную ручку, на которой помимо логотипа компании есть надпись: «Создатель Кодекса корпоративных ценностей». Мелочь, а приятно.

Вы говорили о презентациях. По-Вашему, они тоже подстегнули сотрудников к участию в обсуждении Кодекса?

Я в этом не сомневаюсь. Презентации стимулировали сотрудников, так как мы наглядно, с помощью ярких слайдов, рассказывали, насколько Кодекс ценностей важен и нужен компании. Основной посыл презентаций – «Давайте расскажем, как мы живем, напишем, какими мы хотим быть, и будем к этому стремиться». Презентации сыграли важную роль в принятии сотрудниками мысли, что Кодексу быть и что по нему нам в дальнейшем жить.

Сколько человек в итоге поучаствовало в создании Кодекса? Вы не считали?

Почему же? Непосредственное участие в составлении Кодекса приняло около 5 000 человек. Люди, заполняя анкеты, обсуждали ценности вместе со своими коллегами и предоставляли проектной группе обратную связь, причем иногда весьма неожиданную. Равнодушным мало кто остался. Рискну утверждать, что все сотрудники – кто-то больше, кто-то меньше – были задействованы.

Итак, Вы собрали все предложения и замечания сотрудников. Что дальше? Кодекс готов?

Нет, это еще не все. Мы учли все пожелания и предложения, свели все ценности воедино. Редакция нашего корпоративного издания разработала дизайн. После этого необходимо было отдать подготовленный текст Кодекса на финальную редактуру. Но возник вопрос: кому? Если раздать всем сотрудникам, мы вернемся к началу. По сути, это будет второй круг обсуждения. Наверняка мы снова столкнулись бы с разбросом мнений, а потом потратили бы уйму времени на их согласование. В результате долгих обсуждений был найден выход. Мы выбрали Хранителей ценностей и передали им предварительный текст на правку.

Кого Вы назвали Хранителями ценностей?

Это люди из числа наших сотрудников. Те, кто больше всего соответствует той или иной ценности, как бы олицетворяет ее собой, своим поведением, работой. Они давно работают в компании и являются авторитетом для коллег. На каждую ценность мы выбрали по два Хранителя. Получилась команда из 14 человек, в которую вошли пилоты, инженеры, руководители и специалисты.

То есть корпоративных ценностей семь?

Да. Безопасность, командность, клиентоориентированность, ответственность, профессионализм, инновационность, культура труда и отношений.

Как Хранители ценностей работали с Кодексом?

Мы выдали им распечатки текста и попросили от руки внести исправления (для истории). Произошел, правда, один забавный случай. IT-специалист, отвечающий за инновации, отказался вносить правки от руки: «Я распишусь от руки, что внес правки, но текст пришлю по почте». Ничего не поделаешь, пришлось согласиться. Хранители ценностей активно и с удовольствием поработали над текстом и были горды, что им доверили такую ответственную роль.

Вы как-то поощрили их за работу?

Во-первых, сами Хранители получали моральное удовлетворение от работы. Ведь, по сути, они создавали этические основы для работы в компании. Во-вторых, в окончательном тексте Кодекса мы напечатали их фотографии и имена. Это приятно. В этом есть и практическая польза: открывая Кодекс, каждый сотрудник видит фотографии Хранителей, знает, к кому можно обратиться за разъяснениями, а также лучше представляет себе смысл каждой ценности, так как соотносит ее с конкретными людьми.

Может быть, приходилось отклонять какие-то ценности, предложенные сотрудниками?

Мы постарались, чтобы наиболее важные ценности вошли в Кодекс, но не всегда прямо. Так, многие предлагали прописать в Кодексе такую важную ценность как «честность». Я беседовала с сотрудниками, которые это предлагали (анкеты не были анонимными), узнавала, почему для них так важна эта ценность. В итоге «честность» вошла в Кодекс, но как составная часть другой ценности – «Ответственность». Ценность «Бережное отношение к окружающей среде», которую выделяли многие сотрудники, также вошла в описание ценности «Ответственность», поскольку она отражает общее сознательное отношение к любой нашей деятельности, будь то соблюдение законодательно установленных природоохранных правил и норм, бережное отношение к ресурсам в повседневной и офисной жизни, организация и участие в экологических мероприятиях. Бывало и наоборот. Изначально не планировалось включать в Кодекс ценность «Культура труда и отношений». Но сотрудники стали вводить многие понятия, подходящие под это определение.

Интервью директора директората управления персоналом  «Трансаэро» Алла ЕГОРОВА: «Корпоративный Кодекс, созданный сотрудниками, – это еще один действенный инструмент в руках HR-а...»Иначе говоря, Вам приходилось выстраивать ценности по важности?
 

Нет, в окончательном тексте иерархии ценностей нет, так как невозможно определить, что важнее – к примеру, ответственность или профессионализм. Единственное, в чем мы не сомневались: безопасность должна быть первой. В этом были солидарны 99 % заполнявших анкеты – ведь мы перевозим миллионы пассажиров в год.

Алла, после того как Кодекс отредактировали Хранители ценностей, он был готов?

Да, отредактированный текст мы представили генеральному директору, и она его утвердила. О том, что Кодекс принят и вводится в компании, было объявлено на отчетной конференции по итогам года – масштабном мероприятии, на котором генеральный директор по традиции встречается с персоналом.

Вы постоянно дополняете Кодекс новыми ценностями?

Интервью директора директората управления персоналом  «Трансаэро» Алла ЕГОРОВА: «Корпоративный Кодекс, созданный сотрудниками, – это еще один действенный инструмент в руках HR-а...»

Нет, набор ценностей не изменяется. Но, во-первых, переиздается сам Кодекс. В январе 2011 года вышла новая версия, в которой каждая ценность обозначена своим цветом. «Безопасность» – зеленым (таковы ассоциации), «ответственность» – синим. Во-вторых, у Кодекса появятся важные приложения, посвященные нормам поведения, стандарту рабочего места и корпоративному дресс-коду.

Кстати, недавно один наш сотрудник обновлял свою должностную инструкцию и позвонил мне: «А что, если я впишу Кодекс корпоративных ценностей в перечень обязательных документов, с которыми необходимо ознакомиться сотруднику?» Конечно, я ответила положительно и похвалила его за идею.

Грозит ли нарушителю положений Кодекса наказание?

Цель Кодекса – не карательные функции, а оказание помощи сотрудникам компании. Авиакомпания – это такой сложный организм, где все очень жестко регламентировано. Иначе не может быть речи о соблюдении дисциплины производственных и бизнеспроцессов и, главное, об обеспечении безопасности полетов. Кодекс призван закреплять и развивать все лучшее, что есть в нашей компании. И нарушитель принципов Кодекса сам окажется в сложном моральном положении. Решать же морально-этические вопросы нам поможет комитет по этике, который будет создан. С ним я связываю большие надежды.

О компании

Компания «Трансаэро» существует с 1991 года. Это первая частная авиакомпания в постсоветской России. Маршрутная сеть «Трансаэро» охватывает около 80 направлений в Российской Федерации, а также в странах Европы, Азии, Америки и Африки. 78 % перевозок компании приходится на международные рейсы. Парк воздушных судов насчитывает около 60 самолетов, подавляющее большинство из которых – самолеты Boeing различных модификаций. В компании работают свыше 7 500 человек. В директорате управления персоналом – 25 человек.

Задачи, которые решает «Трансаэро» с помощью Кодекса:

  • успешнее адаптирует новых сотрудников (на семинарах им рассказывают не только о ценностях компании, но и о том, как создавался Кодекс);
  • повышает лояльность работников, так как нормы разрабатывались всеми и предназначены для всех, в том числе для руководящих кадров;
  • вовлекая сотрудников, работающих в разных подразделениях, в обсуждение Кодекса, компания дала им возможность сблизиться, ощутить себя частью единого организма – большой компании;
  • предоставляет нравственные, этические и моральные ориентиры сотрудникам: как вести себя на работе и как правильно поступать в различных производственных ситуациях;
  • четко формулирует ценности компании, излагает ее идеологию;
  • формирует у сотрудников ощущение прозрачности в управлении компанией, способствуя мотивации и снижению текучести кадров;
  • задает тон политике компании в вопросах подбора персонала (понятно, какими личностными характеристиками должен обладать кандидат, помимо профессиональных качеств).

Беседовала Ольга ДИЧЕВА, эксперт журнала «Директор по персоналу»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Директор по персоналу» –
практический журнал по управлению человеческими ресурсами

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57623 от 08.04.2014.


  • Мы в соцсетях
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

А кроме того, ваc ждут подарки:
- журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
- подборка самых интересных статей за месяц,
- видеосеминары и презентации по HR вопросам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль