• Главная страница
  • » Статьи
  • » Обучение персонала
  • » Рассказывает начальник управления по привлечению и развитию компании «Северсталь» Ольга ФИЛАТОВА: «Нужно быстро обучить много сотрудников без отрыва от производства? Это выполнимо!»

Рассказывает начальник управления по привлечению и развитию компании «Северсталь» Ольга ФИЛАТОВА: «Нужно быстро обучить много сотрудников без отрыва от производства? Это выполнимо!»

2985
МАЛЬЦЕВ Олег
эксперт
Решить эту задачу позволяет то, к чему до сих пор многие относятся скептически, – электронное дистанционное обучение. Оно дает ряд преимуществ по сравнению с традиционным очным, нужно только суметь их извлечь. Как именно это сделать, мы узнали в компании «Северсталь», которая разработала для своих сотрудников уже более 200 электронных курсов, а недавно получила приз за лучшее внедрение системы электронного обучения на международной конференции ElearnExpo.

Ольга, говоря о преимуществах электронного обучения, обычно указывают на то, что оно приносит экономию. Какие еще есть преимущества?

Прежде всего дистанционное обучение позволяет не только в короткие сроки передать информацию большому количеству сотрудников, но и проверить их знания. У нас система дистанционного обучения стала «единым окном» для руководителя и сотрудника, через которое они узнают о технических новинках и оценивают свои знания. Система позволяет собирать заявки на обучение, хранить историю, планы развития, данные о каталогах обучения, доступных для разных уровней сотрудников, организовывать опросы, сообщества экспертов. Особый эффект от системы электронного обучения ощутим в компаниях с большой численностью персонала (более 10 000 человек), имеющих представительства и отделения в других регионах, управляющих сложными технологическими процессами.

Рассказывает начальник управления по привлечению и развитию  компании «Северсталь» Ольга ФИЛАТОВА: «Нужно быстро обучить много сотрудников без отрыва от производства? Это выполнимо!»

Будем знакомы. Ольга ФИЛАТОВА работала младшим научным сотрудником в структурах РАН. В 2003–2005 годах – тренер-консультант, менеджер по обучению и развитию в компании «Юкос». В 2005–2009 годах – директор корпоративного университета ООО «МАРС». В нынешней должности с 2009 года. Имеет степень бакалавра в области менеджмента и магистра по стратегическому и корпоративному управлению Высшей школы экономики. Окончила executive MBA Стокгольмской школы экономики.

Неужели электронный курс, обучающий практической работе, лучше наставника, который все покажет и объяснит?

Электронный обучающий курс не отменяет института наставничества, но помогает сделать работу наставника более эффективной. При этом он будет тратить меньше времени на обучение новичка. Ведь в системе электронного обучения заложены большие объемы информации о корпоративных процессах и процедурах, о продуктах и технологиях, а преподаватели помогают сотрудникам, получившим в ходе электронного обучения теоретические знания, закрепить их и перенести на практику.

В профессиональных электронных курсах есть трехмерные модели. Они наглядно показывают все процессы, которые протекают внутри агрегатов, а также раскладывают сложные узлы на составляющие. Наставнику это не под силу. А понимая, как все происходит, представляя строение агрегатов в мелочах и цепочку процессов, сотрудник осознаннее управляет оборудованием и лучше усваивает советы опытных коллег.

Можете привести пример профессионального курса?

С удовольствием. К примеру, не так давно мы разработали новую мультимедийную обучающую систему для работников электросталеплавильного цеха Череповецкого металлургического комбината. Это наш совместный проект с компанией «SIKE. Корпоративные системы». Курс демонстрирует строение шахтной дуговой печи с помощью трехмерной модели и обучает работе с печью. Весь процесс обучения разделен на четыре этапа. На первом демонстрируется конструкция агрегата. В ходе второго разъясняется, как им управлять. Затем показывается, как протекает технологический процесс, – наглядно представлены физико-химические процессы, протекающие внутри печи. При этом процессы можно корректировать, задавая различные параметры. На четвертом этапе иллюстрируется, какие аварийные ситуации возможны как по вине сталевара, так и в силу объективных причин. Кроме того, тренажер включает в себя электронный курс по теории выплавки стали в дуговых печах. Такая универсальная обучающая система может использоваться для подготовки новых кадров и резерва, для переподготовки, стажировки, для проведения конкурсов профессионального мастерства.

Вы сказали, что курс демонстрирует разновидности ошибок, которые можно совершить в работе. А как их исправить, курс подсказывает?

Да. Это своего рода электронный тренажер, на котором сотрудник отрабатывает приемы работы. В компьютерных симуляциях пользователю дается возможность совершать ошибки. Это помогает избежать их затем в повседневной деятельности. Но тренажер учит и исправлять их. Это особенно важно для промышленной компании, где ошибка в производстве может очень дорого стоить!

Какие еще курсы, кроме профессиональных, у Вас есть?

Все курсы как стандартные, закупленные у разработчиков, так и специально разработанные под компанию, можно разделить на четыре группы. Курсы первой группы способствуют успешной адаптации новичков в компании, знакомят их с корпоративной культурой «Северстали», ее миссией, видением и ценностями, производственными процессами. Вторая группа направлена на то, чтобы отработать навыки работы с оборудованием и усвоить корпоративные бизнес-процессы (технологические, HR-процессы), симулировать проекты бизнес-системы «Северстали». Курсы третьей группы развивают сотрудников в рамках корпоративной модели компетенций, а также повышают их личную эффективность. Наконец, есть курсы по повышению компетентности сотрудников в области информационных технологий, в том числе курсы для конечных пользователей SAP. Как видите, мы располагаем и сугубо профессиональными курсами, и личностными, развивающими поведенческие качества. Но в конечном итоге все они служат одной цели – сделать сотрудника максимально эффективным и мотивированным на результат.

Работники обязаны проходить определенный перечень курсов?

Есть электронные курсы для обязательного прохождения, входящие в индивидуальные планы развития, а есть курсы, которые сотрудник может выбрать по собственному желанию.

Также система дистанционного обучения включает в себя более 170 тестов для проверки знаний по различным направлениям, информационные ресурсы для удаленного взаимодействия профессиональных сообществ (например, участников корпоративной программы «Достичь большего вместе», сообщества менеджеров по привлечению и развитию персонала и др.), для проведения on - line оценки деятельности функций, диагностики команд, сбора обратной связи.

Вы как-то мотивируете сотрудников, чтобы они использовали курсы для обучения?

Одним из ведущих мотиваторов современного производственного руководителя и профессионала является его желание развиваться (профессионально, личностно). Чтобы поддерживать это желание, электронные курсы должны быть не только дружелюбны по интерфейсу, но и актуальны по содержанию (постоянно обновляться), должны содержать знания и навыки, необходимые для успешного выполнения повседневной работы.

Мы вызываем интерес сотрудников, создавая привлекательный визуальный ряд и добиваясь, чтобы язык изложения был им понятен и близок. Основная часть персонала «Северстали» – это не офисные работники, а производственники (руководители и эксперты). Некоторые книжные слова и выражения вызывают у этой аудитории негативные ассоциации, и их лучше избегать. Мы также стремимся, чтобы обучение было интерактивным. Пусть в программах будут элементы живого общения, например диалог персонажей со слушателем.

У Вас есть такие курсы?

Конечно. К примеру, последняя разработка – электронный курс «Наши ценности». Суть курса: главный герой – сотрудник компании – вместе со своим руководителем обсуждают важные вопросы: что такое корпоративная культура компании «Северсталь», как она создавалась, какие ценности формируют корпоративную культуру компании, какое поведение ждет руководитель компании от своих подчиненных. Сотруднику предлагается помочь главному герою в решении практических ситуаций, с которыми он сталкивается на своем рабочем месте. Необходимо, опираясь на миссию, видение и ценности компании, сделать правильный выбор и принять верное решение.

Такие курсы лучше воспринимаются сотрудниками. Важно, чтобы сами персонажи и ситуации были максимально приближены к реальности и позитивно восприняты целевой аудиторией. Иначе говоря, мы добиваемся, чтобы программа учебного электронного курса максимально подходила аудитории. Лучше разработать меньше курсов, но более качественных и под специфику конкретной компании.

Но как Вы определяете, хороший получился курс или нет?

Мы привлекаем сотрудников, в том числе и рабочих, к участию в фокус-группах, которые тестируют закупаемые и разрабатываемые курсы, а также в экспертизах/обсуждениях обучающих программ и технических характеристик. Это повышает не только качество самого курса, но и лояльность сотрудников к данному формату обучения.

Этому же способствует и то, что сотрудник сам себя должен организовать на обучение: определить темп обучения, когда будет осваивать теорию, сдавать тест. Правда, это преимущество одновременно и сложность такой формы обучения для наших сотрудников.

Имея опыт по подготовке электронных обучающих программ, что Вы можете посоветовать тем, кто хочет разработать свой курс дистанционного обучения?

В корпоративных процедурах и процессах постоянно происходят изменения. Поэтому важно, чтобы у компании-заказчика была возможность оперативно и самостоятельно (без привлечения компании-провайдера) обновлять информацию в корпоративных курсах. Хорошо еще иметь возможность изготовить коробочную версию на DVD, так как не во всех регионах, где присутствует наша компания, и не у всех сотрудников есть доступ к Интернету
или Интранету. А если есть, не везде хорошо работает линия передачи информации.

Для удобства пользователей важно иметь также хорошую систему поиска по ключевым словам, названиям. Лучше делать размещение материалов по тематикам с рейтингом популярности среди пользователей, аннотацией к ресурсу.

О компании

«Северсталь» – одна из крупнейших в мире вертикально интегрированных сталелитейных и горнодобывающих компаний. Ее предприятия расположены в России и других странах СНГ, а также в США, Европе и Африке. Общее количество сотрудников – 84 тыс. человек. Ключевым российским производственным активом является Череповецкий металлургический комбинат. В 2010 году «Северсталь» произвела 14,7 млн тонн стали и 589 тыс. унций золота. В июне 2011 года Международный оргкомитет конференции ElearnExpo отметил «Северсталь» дипломом за второе место в номинации «Лучшее решение e-learning в корпоративном секторе», а также вручил награду «Золотая триада ТОП 2011» (Golden Trinity TOP 2011 Award) в номинации «Лучшее внедрение корпоративной системы электронного дистанционного обучения в горно-металлургических компаниях».

Эффект от внедрения e-learning-системы в «Северстали»

Удалось сократить расходы на очное обучение персонала, освободить время тренеров на отработку практических навыков, уменьшить командировочные расходы преподавателей, снизить отрыв сотрудников от работы, минимизировать расходы на печатную продукцию.

Рассказывает начальник управления по привлечению и развитию  компании «Северсталь» Ольга ФИЛАТОВА: «Нужно быстро обучить много сотрудников без отрыва от производства? Это выполнимо!»

Николай РУДЕНКО, начальник управления дистанционного обучения финансовой группы БКС

— Не превращайте электронный курс в игрушку

Чтобы сотрудникам интереснее было проходить обучение, мы используем самые современные средства компьютерной визуализации. Но при этом стараемся не перейти черту и не превратить электронный курс в игрушку. Основная цель любого обучения – развитие сотрудников, чтобы они эффективнее исполняли свои обязанности. А игры на рабочем месте служат другим целям. Поэтому слайды с интерактивными объектами мы обязательно разбавляем статичной информацией, которая занимает до 2/3 всей учебной программы (но не более!). В этом случае интерактивные слайды, созданные по принципу контраста, смотрятся даже более выигрышно.

Рассказывает начальник управления по привлечению и развитию  компании «Северсталь» Ольга ФИЛАТОВА: «Нужно быстро обучить много сотрудников без отрыва от производства? Это выполнимо!»

Светлана СТАРИКОВА, руководитель корпоративного университета пивоваренной компании «Балтика»

— Пусть слушателей электронных курсов при необходимости консультирует эксперт

Вопрос «Чем компенсировать отсутствие живого общения с преподавателем?» – один из самых важных при переводе очных программ обучения в электронную форму. Эта задача сложная, но решаемая. Во-первых, необходимо тщательно продумать интерактивные элементы электронного курса, особенно связанные с отработкой практических навыков. Во-вторых, слушателям должны быть доступны дистанционные консультации эксперта, который сможет ответить на любые дополнительные вопросы. В-третьих, чтобы слушатели делились друг с другом примерами из практики, организуйте площадку для обмена опытом, например, в отдельном разделе корпоративного форума.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Как вы относитесь к своему руководителю?

  • Уважаю. Он образцовый управленец 83.33%
  • Боюсь. Он жесткий, но справделивый 16.67%
  • Откровенно, он мне не нравится. Таких наглых типов еще поискать надо 0%
  • Не замечаю. Он всегда предпочитает оставаться в стороне 0%
  • С удовольствием хотелось бы его заменить 0%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Директор по персоналу» –
практический журнал по управлению человеческими ресурсами

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57623 от 08.04.2014.


  • Мы в соцсетях
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

А кроме того, ваc ждут подарки:
- журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
- подборка самых интересных статей за месяц,
- видеосеминары и презентации по HR вопросам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль