Оценка удовлетворенности персонала: узнаем настроения работников

23387
Основная задача кадровой политики любой компании – привлечь профессиональных сотрудников, квалификация и деловые качества которых позволят организации оставаться конкурентоспособной в своем сегменте рынка. Избежать текучки кадров и сохранить целостность коллектива поможет оценка удовлетворенности персонала работой.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Как оценить уровень удовлетворенности сотрудников, что влияет на эту оценку;
  • Каковы инструменты оценки удовлетворенности работников;
  • Как составить анкету удовлетворенности персонала, позволяющую оценить уровень лояльности в коллективе;
  • Зачем работодателю знать об уровне удовлетворенности персонала.

Что следует понимать под лояльностью персонала? Прежде всего, это отношение работников конкретной компании, выражаемое  их готовностью к принятию существующего порядка и условий трудовой деятельности на данном предприятии. А успешность любого предприятия определяется лояльностью его работников.

Вопрос лояльности персонала по-прежнему актуален. Оценивая индекс лояльности работников, специалисты по персоналу получают возможность определить количество мотивированно верных сотрудников и сделать необходимые поправки в кадровой политике организации.

Положительное влияние оценки удовлетворенности персонала на бизнес предприятия

Оценка удовлетворенности персонала: узнаем настроения работниковКак принято считать, уже большая удача, пополнить персонал своей компании качественными, квалифицированными работниками, но это всего лишь малая толика необходимых усилий. Нужно как следует постараться, чтобы такие специалисты надолго оставались на предприятии. Для достижения этой цели очень важно понять, насколько персонал организации лоялен к существующим в компании условиям труда, насколько сотрудники удовлетворены своей зарплатой, соцпакетом и атмосферой отношений на предприятии.

Если результаты оценки показывают высокий индекс удовлетворенности работников, то для предприятия обеспечена и стабильная прибыль, и низкий уровень стрессогенности, что также положительно сказывается на бизнес-процессах всей организации. Оценка удовлетворенности персонала предоставляет в распоряжение работодателя один из главных показателей, который характеризует эффективность работы всего предприятия.


Читайте подробнее об оценке персонала в статье >>>


Опрос персонала: всему свое время

Примите к сведению, что для большей достоверности результатов исследования желательно не опрашивать сотрудников в период их наивысшей деловой активности. Если данное условие не выполнять, то результаты оценки будут существенно искажены. Именно поэтому одна из задач HR-службы должна  заключаться в том, чтобы суметь определить такой временной  промежуток в деятельности и структурных подразделений, и отдельных работников, когда опрашиваемые специалисты не испытывают напряжения предельной загруженности. В качестве примера можно привести результаты исследования уровня лояльности у работников бухгалтерии. Во время подготовки квартальной отчетности, уровень лояльности бухгалтеров будет значительно снижен, так как в данный временной период эти специалисты постоянно пребывают в стрессовом состоянии.


Читайте также: Не добивайтесь от сотрудников высокой лояльности! Только выбросите деньги на ветер.


Период массовых отпусков, также, не самое удачное время для оценки удовлетворенности персонала. Получается, что оставшиеся на рабочем месте сотрудники испытывают дополнительную нагрузку, стараясь исполнить работу и за себя, и за отдыхающих коллег. А, некоторые работники, совсем напротив, никак не могут выйти из состояния после отпускной расслабленности. Поэтому, проведение опросов конкретных специалистов следует планировать с учетом определенного времени их трудовой деятельности.

Методы оценки удовлетворенности сотрудников работой

Неизбежные при проведении оценки удовлетворенности персонала погрешности можно существенно снизить, если использовать несколько методов определения уровня лояльности. Но перед тем как перейти к самим методам измерения уровня лояльности, следует установить, какие именно показатели заинтересуют работодателя  в результате такой оценки. Это такие показатели как:

  • лояльность работников к условиям труда;
  • мотивированность персонала;
  • вовлеченность сотрудников в рабочий процесс и принятие решений в целом по компании;
  • ожидания сотрудников;
  • уровень текучести кадров.

Работодатель правомочен ставить перед специалистами кадровой службы и совершенно иные задачи.

Рассмотрим наиболее простое определение уровня текучести кадров, когда нужно высчитать средний стаж работы сотрудников всего предприятия или отдельного структурного подразделения. Что характеризует данный показатель?  Он дает элементарную оценку удовлетворенности персонала за определенный период времени. К примеру, можно допустить, что в течение года из ста работников отдела 80 написали заявление по собственному желанию. Наличие подобного факта означает следующее,  что удовлетворенность трудовой деятельностью за год всего 20% (лишь 20 работников из ста, испытывают удовлетворение существующими условиями своего труда).

Что касается остальных показателей, указанных выше, то их можно определить при помощи такого метода, как анкетирование работников. Чтобы получить ожидаемые результаты, составление опросника  должно проводиться с учетом большого количества различных факторов. При помощи составленной для персонала анкеты можно определить, степень позитивного отношения сотрудников к своей деятельности, определить величину нагрузки каждого сотрудника, а также выяснить насколько справедливой считают работники существующую на предприятии систему оплаты труда и премирования, как они оценивают безопасность своих рабочих мест, каков уровень взаимоотношений сотрудников между собой и с руководством, имеют ли специалисты предприятия шансы для карьерного роста и насколько эти  шансы высоки и прочее. Опрос персонала организации поможет получить ответы практически на все интересующие работодателя вопросы.

Анкетирование сотрудников: как правильно составить опросник

Специально разработанная анкета поможет определить уровень лояльности сотрудников.  А информация, полученная при помощи анкеты оценки руководителя структурного подразделения, позволит работодателю сделать своевременные выводы, касающиеся кадровых перестановок в коллективе организации.

Рассмотрим примерные вопросы анкеты, при помощи которых можно определить уровень лояльности сотрудников к их непосредственному руководителю.

Анкета оценки лояльности сотрудников структурного подразделения к непосредственному руководителю за последний месяц:

  1. Подавал ли руководитель пример профессионального отношения к работе?
  2. Соблюдал ли управленец деловую этику по отношению к работникам своего отдела и лично к вам?
  3. Проявлял ли руководитель лидерские качества?
  4. Соблюдал ли менеджер справедливость при назначении премий?
  5. Проявлял ли руководитель интерес к личным проблемам работников, их требованиям и пожеланиям?

Осуществляя расчеты лояльности сотрудников к руководителю необходим некий условный показатель, оценивающий значимость тех или иных качеств управленца. Если, к примеру, оценивается его профессионализм, то он значительно важнее в сравнении с качествами лидера. Рассчитывая лояльность работников к руководителю, следует это учитывать.

Вебинар 21 декабря "Как управлять эффективностью персонала: цели, планирование, модели поведения, оценка"

Вопросы, которые будут рассмотрены в рамках вебинара:

  1. Командные и индивидуальные цели. Оценка выполнения поставленных целей
  2. Система поведенческих моделей в организации. Оценка соответствия моделям
  3. Согласование целей и плана развития, совместное закрепление ответственности
  4. Калибровка и оценка эффективности сотрудников
  5. Использование системы планирования эффективностью для планирования карьеры
  6. Внедрение системы управления эффективностью

Зарегистрироваться на мероприятие >>>

Приводим таблицу, где отражены показатели, которые дает анкета для работников.

Параметр

Оценка значимости качества

Положительная лояльность, %

Нейтральная лояльность, %

Отрицательная лояльность, %

Профессионализм

0,3

50

30

20

Деловая этика

0,2

10

20

70

Лидерские качества

0,2

50

10

40

Справедливость

0,3

30

10

60

Интерес к нуждам работников

0,1

20

60

20

Итого

38

24

38

Конечный результат определяется как сумма процентных значений величины лояльности для каждого параметра, умноженных на соответствующий вес параметра. Уровень итоговой положительной лояльности исчислен так: 50% x 0,3 + 10% x 0,2 + 50% x 0,2 + 30% x 0,3 + 20% x 0,1. Получаем: 15% + 2% + 10% + 9% + 2% = 38%.


Вам пригодится материал: Откажитесь от обычных опросов по вовлеченности. И работайте не с руководителями, а с рядовыми.


Данные анкеты для работников наглядно показывают, что уровень их доверия к руководителю и удовлетворенность его действиями составляет 38%. В дальнейшем работодатель решает сам, при каком уровне неудовлетворенности подчиненных своим начальником, стоит применять кадровые перестановки.  Анкета оценки персонала могла бы помочь менеджерам среднего звена дать качественную характеристику своим подчиненным.

Подобные таблицы можно составить по результатам опроса сотрудников и в отношении оценки их мотивации, удовлетворенности зарплатой и рабочим местом. Непременное условие, чтобы анкета для работников способствовала получению как можно большего количества необходимых сведений. 

Другие материалы по теме читайте в электронном журнале:

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Положение о материальной мотивации (образец).rtf
  • Положение об оплате труда (бланк).doc
Доступно только подписчикам
  • Положение о нематериальной мотивации (образец).rtf
  • Положение об оплате труда (образец).doc


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Играют ли ваши сотрудники в рабочее время?

  • Да, иногда ловим айтишников 22.15%
  • Да, сотрудников захватили популярные игры с дополненной реальностью 8.05%
  • Нет, наши сотрудники увлечены работой 42.28%
  • Нет, в компании за это строго наказывают 27.52%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Директор по персоналу» –
практический журнал по управлению человеческими ресурсами

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57623 от 08.04.2014.


  • Мы в соцсетях
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

А кроме того, ваc ждут подарки:
- журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
- подборка самых интересных статей за месяц,
- видеосеминары и презентации по HR вопросам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль