Оценка удовлетворенности персонала: узнаем настроения работников

19059
Основная задача кадровой политики любой компании – привлечь профессиональных сотрудников, квалификация и деловые качества которых позволят организации оставаться конкурентоспособной в своем сегменте рынка. Избежать текучки кадров и сохранить целостность коллектива поможет оценка удовлетворенности персонала условиями труда.

Из этой статьи вы узнаете:

  • зачем работодателю знать об уровне удовлетворенности персонала;
  • что компании дает оценка удовлетворенности работой;
  • как оценить уровень удовлетворенности сотрудников, что влияет на эту оценку;
  • каковы инструменты оценки удовлетворенности работников;
  • как составить анкету удовлетворенности персонала, позволяющую оценить уровень лояльности в коллективе.

Лояльность персонала – это готовность сотрудников компании принимать условия труда, установленные данной организацией. Оценка индекса лояльности позволяет выявить количество мотивированных работников и внести соответствующие коррективы в кадровую политику компании.

Оценка удовлетворенности персонала положительно влияет на бизнес компании

Оценка удовлетворенности персоналаЗаполучить квалифицированного рабочего, талантливого инженера или выдающегося управленца – это полдела. Важно удержать столь необходимых компании работников как можно дольше, а для этого важно понимать, насколько они лояльны к условиям труда, удовлетворены ли заработной платой, довольны ли атмосферой в коллективе, устраивает ли их социальный пакет и многое другое.

При высоком индексе удовлетворенности сотрудников, компания получает не только стабильный доход, обеспеченный довольным работой коллективом, но и низкую стрессогенность, что также положительно влияет на бизнес в целом. Таким образом, оценка удовлетворенности сотрудников дает работодателю один из важнейших показателей эффективности деятельности компании.

Опрос персонала: всему свое время

Следует отметить, что нельзя проводить опрос сотрудников на пике их деловой активности. Этот фактор может существенно повлиять на результаты исследования. Кадровый специалист обязан подобрать такой период в работе каждого из структурных подразделений или конкретных специалистов, чтобы они не были максимально загружены. К примеру, уровень лояльности в бухгалтерии в период подготовки квартальной отчетности будет намного ниже, так как в этот период сотрудники данного отдела испытывают стресс, у них нет ни минуты свободного времени.

Читайте также: Не добивайтесь от сотрудников высокой лояльности! Только выбросите деньги на ветер.

Не самое удачное время для оценки удовлетворенности персонала – отпускной период. Одни сотрудники выполняют двойную работу, стараясь заменить отдыхающих коллег, другие, напротив, расслаблены после отпуска. Опрос сотрудников стоит запланировать на нейтральные периоды в их трудовой деятельности.

Методы оценки удовлетворенности сотрудников своей работой

Оценка удовлетворенности персонала будет выполнена с наименьшими погрешностями, если применить не один, а нескольких методов. Однако прежде чем переходить непосредственно к методам определения уровня лояльности коллектива, остановимся на том, какие показатели будут интересны работодателю в результате такого исследования. Как правило, это:

  • лояльность работников к условиям труда;
  • мотивированность персонала;
  • вовлеченность сотрудников в рабочий процесс и принятие решений в целом по компании;
  • ожидания сотрудников;
  • уровень текучести кадров.

Безусловно, работодатель может поставить перед кадровой службой и совсем иные задачи.


Все сотрудники очень удовлетворены работой в компании? Возможно, вы создали пристанище для лентяев


Самым простым представляется определение уровня текучести кадров, когда высчитывается средний стаж работы сотрудников всей организации или отдельного структурного подразделения. Что дает этот показатель? Элементарную оценку удовлетворенности сотрудников за определенный период, например, за год. Допустим, из ста работников отдела за год по собственному желанию уволилось 80 человек, это означает, что удовлетворенность работой за данный период составляет всего 20% (то есть только 20 человек были довольны своим местом работы).

Остальные показатели, о которых мы писали выше, можно выявить таким методом, как анкетирование работников. Опросник удовлетворенности персонала должен быть составлен с учетом множества факторов, только тогда он сможет привести к нужному результату. Анкета для персонала поможет выяснить, насколько позитивно работники относятся к своей деятельности, насколько они нагружены, считают ли справедливой систему оплаты труда и премирования, как оценивают безопасность рабочего места и его удобство, каковы взаимоотношения работников со своими коллегами и руководством, высоки ли шансы специалистов на карьерный рост и пр. Собственно, опрос сотрудников компании поможет ответить практически на каждый вопрос, поставленный работодателем.

Анкетирование сотрудников: как правильно составить опросник

Взвесить уровень лояльности поможет анкета для работников. А столь незаменимая вещь, как анкета оценки руководителя структурного подразделения позволит работодателю еще лучше понять, не требуются ли в ближайшее время в коллективе кадровые перестановки.

Приведем пример опросника, позволяющего определить уровень лояльности сотрудников по отношению к их непосредственному руководителю.

Анкета оценки лояльности сотрудников структурного подразделения к непосредственному руководителю за последний месяц:

  1. Подавал ли руководитель пример профессионального отношения к работе?
  2. Соблюдал ли управленец деловую этику по отношению к работникам своего отдела и лично к вам?
  3. Проявлял ли руководитель лидерские качества?
  4. Соблюдал ли менеджер справедливость при назначении премий?
  5. Проявлял ли руководитель интерес к личным проблемам работников, их требованиям и пожеланиям?

Еще больше интересных материалов по теме вы найдете в разделе сайта «Мотивация персонала».


При расчетах также важно ввести некий условный показатель, который оценит значимость того или иного качества руководителя. Например, его лидерские качества менее важны по сравнению с профессионализмом. При расчете лояльности работников к руководителю, нужно будет это учесть. Ниже приведена таблица с показателями, которые дает анкета для сотрудников.

Параметр

Оценка значимости качества Положительная лояльность, % Нейтральная лояльность, % Отрицательная лояльность, %
Профессионализм 0,3 50 30 20
Деловая этика 0,2 10 20 70
Лидерские качества 0,2 50 10 40
Справедливость 0,3 30 10 60
Интерес к нуждам работников 0,1 20 60 20
Итого 38 24 38

Конечный результат определяется как сумма процентных значений величины лояльности для каждого параметра, умноженных на соответствующий вес параметра. Итоговая положительная лояльность в примере была исчислена так: 50% x 0,3 + 10% x 0,2 + 50% x 0,2 + 30% x 0,3 + 20% x 0,1. Получаем: 15% + 2% + 10% + 9% + 2% = 38%.

Вам пригодится материал: Откажитесь от обычных опросов по вовлеченности. И работайте не с руководителями, а с рядовыми.

Таким образом, анкета для сотрудников показала, что уровень их доверия к руководителю и удовлетворенность его действиями составила 38%. Работодатель сам вправе решать, какой порог неудовлетворенности работников руководителем отдела позволит прибегнуть к кадровой ротации. К тому же в нашем примере опросник удовлетворенности работой руководителя дал в итоге одинаковый процент в первом и третьем столбце. Кстати, и анкета оценки персонала могла бы помочь руководителям среднего звена дать качественную характеристику своим подчиненным. Анкета оценки сотрудника составляется по принципам, описанным выше.

Такие же таблицы можно составить по результатам опроса сотрудников и в отношении оценки их мотивации, удовлетворенности зарплатой и рабочим местом, психологической атмосферы в коллективе и так далее.

Отметим, что бланк анкеты сотрудника разрабатывается кадровой службой самостоятельно, с учетом требований работодателя. Здесь нет никаких установленных форм. Главное, чтобы анкета для сотрудников позволила собрать как можно больше информации. 

Другие материалы по теме читайте в электронном журнале:

Какие вопросы включить в анкету, чтобы сотрудники отвечали не формально, а искренне и правдиво

Оцениваем лояльность персонала: что мешает ей быть выше? Провести опрос недостаточно! используйте и другие инструменты

Новый номер электронного журнала «Директор по персоналу»

Оформите подписку на печатный или электронный журнал «Директор по персоналу»

Каждый месяц – несколько десятков статей, исследований, комментариев экспертов на актуальные темы. Подпишитесь и получите доступ к HR-сервисам и бонусам, среди которых есть такие востребованные, как бесплатное обучение.
Подписаться >>

Вложенные документы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Положение о материальной мотивации (образец).rtf
  • Положение об оплате труда (бланк).doc
Доступно только подписчикам
  • Положение о нематериальной мотивации (образец).rtf
  • Положение об оплате труда (образец).doc


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Полезны ли профстандарты при подборе персонала?

  • Да, очень полезны 10.94%
  • Да, как дополнительный источник информации 33.33%
  • Скорее нет, мы сами разрабатываем профиль должности 34.38%
  • Абсолютно нет 21.35%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Директор по персоналу» –
практический журнал по управлению человеческими ресурсами

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57623 от 08.04.2014.


  • Мы в соцсетях
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

А кроме того, ваc ждут подарки:
- журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
- подборка самых интересных статей за месяц,
- видеосеминары и презентации по HR вопросам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль