Электронное обучение не работает: почему и что делать

671
Проблема 1. По каким причинам в компании не работает электронное обучение? Проблема 2. Что нужно учесть, чтобы обучение было интересным? Проблема 3. Как мотивировать сотрудников проходить электронное обучение?

Многие компании организовали обучение сотрудников с помощью е-learning. Но все чаще можно услышать, что работники не заинтересованы в таком способе получения знаний. Да и с уверенностью сказать, что электронный курс действительно работает, не может больше половины компаний. А дело все в ошибках организации. Электронное обучение проходит не вовремя, не в том месте, имеет формат, который не устраивает слушателя. Давайте разберем, почему, несмотря на удобные и современные способы получения знаний, сотрудники иногда не хотят учиться и e-learning не приносит ожидаемого эффекта.

Почему не работает e-learning, а сотрудники не хотят обучаться

Причины низкой эффективности электронного обучения в каждой компании могут отличаться, но есть несколько общих проблем, которые предлагаем рассмотреть подробно.

Сотрудникам непонятны цели и задачи обучения. Человек почувствует удовлетворение от процесса и желание продолжать только тогда, когда он достиг поставленных целей или решил стоящие перед ним задачи. Поэтому цели и задачи любого материала или этапа электронного обучения должны быть прозрачными и понятными. Если же курс общий для большого количества сотрудников компании, то необходимо помочь каждому из них поставить индивидуальные, а главное, достижимые цели обучения.

 
Электронное обучение не работает: почему и что делать

Зиля ЧИГИРЕВА, директор по персоналу компании «МигКредит» (Москва):

«Как и очное обучение, e-learning должно соответствовать стратегическим целям компании. Необходимо предельно точно поставить задачи обучения и сформулировать критерии эффективности их достижения. Электронное обучение, на мой взгляд, должно быть направлено на разные категории сотрудников от “новичка” до “эксперта” и соответствовать суворовскому тезису: “Тяжело в учении – легко в бою”. Здесь не имеется в виду обучение на износ, а скорее сложность изучаемых задач и наиболее полный инструментарий для их выполнения. Чем интереснее и сложнее задача на e-learning, тем легче решить менее сложные задачи, с которыми сталкивается сотрудник в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей».

Обучение направлено не на тех, кому это необходимо. Часто e-learninig не охватывает ту категорию сотрудников, которым это действительно нужно. Либо, наоборот, в него вовлекаются работники, которые не могут применить полученные знания на практике. Чтобы этого избежать, необходимо выявить потребность в обучении (устные опросы, анкетирование), а затем определить те категории сотрудников, для которых целесообразно проводить электронные курсы. Например, это могут быть новички (для них проводится адаптационный курс), сотрудники, проходящие ротацию (они изучают необходимые регламенты работы), работники отдела продаж (изучение новых продуктов) и т. п.

Сотрудники не получают техническую поддержку. Пользователи должны знать обо всех имеющихся инструментах, заложенных в курс, чтобы получить максимум от обучения. Кроме этого, не оставляйте сотрудников один на один с техническими проблемами. Своевременно решайте их. Организуйте каналы обратной связи с технической службой (helpdesk, горячие линии, форумы и разделы FAQ в Интранете).

Работники не понимают важности обучения. Если сотрудники не видят дальнейшего положительного эффекта от обучения, их мотивация снижается. Объясните, что, пройдя обучение, они смогут лучше выполнять свои обязанности, участвовать в новых и более интересных проектах. И, конечно, работники должны знать, что, пройдя дополнительное обучение и освоив что-то новое, они станут более ценными для компании.

Плохое качество курса. При разработке курса уделяйте большое внимание качеству оформления. Оно должно быть простым, интуитивно понятным и красивым. Резкий цвет, нечитаемый текст, некрасивая графика, не соответствующие содержанию иллюстрации, сложная навигация и т. п. – все это негативно влияет на эффективность курса.

Электронное обучение не работает: почему и что делать

Электронное обучение не работает: почему и что делать

Татьяна АНТОНОВА, младший менеджер по развитию персонала Unilever в России, Украине и Беларуси:

«Основную причину, почему сотрудники не хотят обучаться с помощью e-learning, я вижу в технических сложностяхработы дистанционной системы обучения и недостаточной скорости Интернета. В частности, в первый раз процесс регистрации и ознакомления с системой может занимать 20–30 минут, к тому же если канал связи Интернета низкоскоростной или перегружен, то доступ в систему практически невозможен. Эти неудобства зачастую и отбивают желание использовать е-learning. Вторая причина – в однотипности обучения. После каждого блока информации приходится выполнять обязательные тесты, позволяющие определить уровень его освоения. Вот это чередование знаний с всегда одинаковым принципом их проверки делает обучение монотонным и скучным, а сам процесс в некотором роде утомительным. Третья причина – в отсутствии мотивации со стороны сотрудников. Зачастую их рейтинг на работе напрямую зависит от выполнения ими своих прямых задач, а дополнительное образование при оценке не учитывается. По сути сотрудники не получают поощрения от работодателя за дополнительное обучение, из-за чего они предпочитают не тратить на него свое время».

Что нужно учесть, чтобы обучение было интересным

Бесспорно, любое обучение должно вызывать интерес, а не навевать скуку или создавать дополнительные сложности. Как этого добиться? Во-первых, при разработке курса используйте различные форматы – тесты, видео, аудио, текстовые материалы. Во-вторых, обращайте внимание на то, чтобы пользователь мог легко получить необходимую информацию, повторить материал, чтобы функционал курса не потребовал дополнительного обучения и был интуитивным. В-третьих, содержание курса должно быть максимально практичным. В-четвертых, материалы курса должны быть краткими и емкими и не перегружены иллюстрациями. В-пятых, курс лучше всего писать в режиме диалога, когда к человеку обращаются лично. Это самый эффективный для запоминания прием.

Электронное обучение не работает: почему и что делать

Евгения ГУСЕВА, руководитель отдела разработки курсов компании Competentum (г. Долгопрудный Московской области):

«Интерес вызывает то, что понятно. То, что находит отклик в реальных проблемах. Поэтому главный принцип e-learning – простота и понятность. Учитывая его, могу выделить следующие факторы, на которые нужно обращать внимание при разработке электронного обучения. – Курс, состоящий из массивных блоков текста, не интересен. Нужен сюжет, диалоги, какая-то ситуация. Пусть курс, как книжка, рассказывает какую-нибудь детективную историю. – Мотивирующую роль играют бонусы, похвала, личные обращения к пользователю, что-то вроде “молодец, ты правильно ответил на вопросы самопроверки”. Это всегда дополнительный плюс. Повышается самооценка, и с новым энтузиазмом сотрудник стремится учиться дальше. – Желательно, чтобы курс был неудаленным от пользователя, то есть обучающийся должен реально видеть, что это о нем, о его работе и эффективно повлияет на его результаты в дальнейшей деятельности».

Как мотивировать сотрудников проходить электронное обучение

Если персонал не заинтересован в обучении, то даже самый современный курс не принесет ожидаемых результатов. Вот почему главной составляющей успеха е-learning в компании является мотивация работников к обучению. Вот несколько советов, которые помогут вам повысить интерес персонала к электронным курсам.

Привлекайте внимание сотрудников к электронному обучению. Иногда бывает так, что большинство работников не знает, что в их компании проводится электронное обучение. Либо информации об этом так мало, что ее не хватает для полного понимания сути процесса. Размещайте как можно больше информации о e-learning, используя для этого все каналы связи: внутренний портал, электронную рассылку и т. п. Расклейте яркие плакаты по офису, рекламирующие электронное обучение. Проведите информационные акции, конкурсы, организуйте общий доступ сотрудников к определенной части электронных курсов.

Включайте e-learning в обязательную программу обучения. Если электронное обучение включено в обязательную программу и проводится до или после оценки, то сотрудники не будут его игнорировать. Необходимо знакомить работников с программой курса, разъяснять смысл самостоятельного обучения, договариваться о сроках изучения материалов и сдачи контрольной работы. Тогда электронное обучение не будет воспринято как факультативное.

Сочетайте e-learning с традиционными методами обучения. Это позволит использовать все меры воздействия на сотрудника (через слух, зрение, эмоции) и добиться качественного усвоения учебного материала.

 
 
Электронное обучение не работает: почему и что делать

Анна ПЕРОВА, руководитель направления Field Force Academy трейд-маркетингового агентства ITM (Москва):

«Когда говорят о возможных причинах неэффективности электронного обучения, то чаще всего обращаются к анализу цепочки “запрос–разработка–внедрение–проведение”. Безусловно, на каждом этапе перечисленных процессов можно найти ответ на вопрос: “Ну почему же не сработало?”. Однако я предлагаю обратить внимание на такой параметр, как комплексный подход. На наш взгляд, e-learning не самодостаточный способ обучения персонала, и для достижения эффективности необходимо сочетать его не только с другими видами дистанционного обучения (например вебинарами), но обязательно с очными мероприятиями. Такими как наставничество, семинары и аудиторные тренинги. Тогда персонал вашей компании всегда будет на высоте».

Поддерживайте инициативную группу, участники которой приняли идею с электронным обучением на ура. Эти люди могут быть хорошими распространителями информации о плюсах электронного обучения. Как правило, если эти преимущества озвучивает руководство, они могут быть не так убедительны. А вот положительные отзывы от коллег по отделу будут точно услышаны. И скорее всего сотрудники последуют их примеру.

Предложите сотрудникам самим стать создателями курсов. Любое дело становится более интересным, если можно принять в нем участие. Этот принцип можно реализовать, внедряя e-learning, и предложить работникам создать свой курс обучения. Такие курсы будут отличаться от сделанных разработчиками, но они позволят построить базу знаний компании и сохранить интеллектуальный капитал. Ведь программу обучения сотрудники будут строить исходя из своего опыта. К тому же курс вызовет любопытство других работников: интересно же посмотреть, что сделали коллеги.

Вовлекайте руководство в распространение электронного обучения. Если сотрудники будут постоянно слышать от руководства о e-learning, причем обязательно в контексте достижения общих целей компании, это придаст им уверенности в том, что обучение действительно нужно. А лучший вариант – если персонал будет видеть, что руководитель тоже учится или участвует в процессе обучения, например, отвечая на вопросы и комментируя дискуссии сотрудников.

Инициируйте общение между слушателями курса. Многие сотрудники считают электронное обучение скучным, так как приходится общаться с безликой системой. Помните, что общение – залог успешного обучения. Присутствие людей рядом не создает чувство одиночества и позволяет ощущать себя более полноценным. Поэтому инициируйте дискуссии между слушателями курса. Это добавит человеческий фактор в технологический процесс.

Оперативно отвечайте на вопросы, которые возникают у сотрудников. Помните, что даже при наличии полной информации о e-learning у работников может возникать множество вопросов в процессе обучения. Рекомендуем составить перечень наиболее часто задаваемых вопросов и разместить в удобном и общедоступном месте, чтобы обратиться к нему можно было в любой момент обучения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Каким для вашей компании оказался год 2016?

  • Успешным! Повысились продажи, открыли новые офисы 27.27%
  • 50/50: в чем-то выросли, в чем-то надо улучшать показатели 36.36%
  • Стабильным! Основные показатели остались на прежнем уровне 22.73%
  • Пока рано подводить итоги. Для нас год еще не закончился 18.18%
Другие опросы

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Директор по персоналу» –
практический журнал по управлению человеческими ресурсами

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57623 от 08.04.2014.


  • Мы в соцсетях
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

А кроме того, ваc ждут подарки:
- журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
- подборка самых интересных статей за месяц,
- видеосеминары и презентации по HR вопросам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль