Сторонние компании просят, чтобы ваш учебный центр обучил их сотрудников. Потеснить своих ради денег, иначе составлять расписание?

350
Несколько лет назад мы впервые обучили сотрудников, включенных в кадровый резерв. После этого они показали себя только с лучшей стороны. И корпоративный университет стал готовить кадры для своей компании, то есть работать только на внутренних заказчиков. Но однажды один из наших клиентов попросил за плату обучить и его ценных сотрудников. Мы подумали, что для нас это еще одна возможность опробовать нашу программу, и согласились.

Опыт оказался удачным. Обучение понравилось и слушателям, а также гендиректор и HR-директор остались довольны уровнем тренингов. Возможно, и сарафанное радио делало свое дело: люди рассказывали о нашем университете. Со временем у нас появилось еще одно направление деятельности – образовательные услуги для внешних заказчиков. Разумеется, увеличилась нагрузка на университет. Поэтому HR-службе пришлось искать ответ на вопрос – как все организовать и справиться с возросшим объемом работ? Потребовалось решить множество организационных проблем, понять, как распределять нагрузку на преподавателей, а самое важное – определиться, стоит ли ставить внешних заказчиков в приоритет. Ведь они фактически приносят деньги в компанию, и велик соблазн именно им отдавать предпочтение.

Не допускайте конфликта интересов – не ставьте в приоритет сторонних заказчиков

Если корпоративный университет создан компанией и функционирует при ней, то, я полагаю, ошибочно думать, что важнее так называемое коммерческое обучение сотрудников сторонних компаний, которые платят. Ведь в таком случаебудет страдать профессионализм своих работниковДоносите это до руководства и находите разумный компромисс. Мы, например, выпускаем каждый год 70–100 слушателей, в числе которых и сотрудники нашей компании, и персонал других организаций. Мы научились работать на эти две совершенно разные аудитории и не допускать конфликта интересов. В чем он заключается? Проиллюстрирую примером.

Пример

План обучения на полугодие уже утвержден, группы сформированы, но в учебный центр компании вдруг обратилась сторонняя компания с просьбой обучить ее специалистов. Конечно, никто не мог предполагать, что эта просьба поступит, тем более в тот момент, когда все распланировано. Но руководитель компании, не желая упустить заказ, распорядился не переносить его обучение на поздний срок, а изменить уже утвержденный график – включить туда группу сотрудников стороннего заказчика. Директор учебного центра сказал, что нагрузка на преподавателей уже максимальная, на что гендиректор ответил: «Прибавьте каждому тренеру по два академических часа, это не так много». Глава центра все же сумел доказать, что нагружать тренеров уже невозможно.

Тогда гендиректор принял другое решение – обучение для своих сотрудников перенести на полгода, а специалистов стороннего заказчика поставить в план учебы сейчас. Так и поступили. Но это сильно демотивировало резервистов компании, которым уже объявили, что они будут учиться. Они расценили это как как признак того, что компания их не ценит. Кроме того, топ-менеджеры тратили время на то, чтобы самостоятельно обучать сотрудников. Ведь нужно, чтобы они работали сейчас, а не через полгода. В результате многие проекты не были сданы в срок, а те, которые и были сданы, оставляли желать лучшего. Получилось, что в погоне за деньгами руководитель компании, напротив, их потерял. И при этом остались не обученными собственные сотрудники.

Мой опыт показывает: к сожалению, подобные примеры – не редкость. Конфликт интересов в том, что руководство хочет зарабатывать деньги на сторонних учениках, а потребности бизнеса диктуют иное: нужно готовить своих специалистов. Если учебный центр коммерческий, конфликт в другом: центр хочет больше сторонних платных заказов, а компания требует обучать своих сотрудников. Поэтому еще на этапе разработки проекта предложите руководству компании определиться, ради чего создается корпоративный университет, какие заказчики в приоритете – внутренние или внешние. Приняв решение, объявите его всем сотрудникам, чтобы все знали принципы и подходы к планированию обучения. Тогда удастся избежать сумбура в формировании плана и программ обучения, сиюминутности в распределении нагрузки на тренеров, их выгорания. Какие же могут быть варианты приоритетности?

Сторонние компании просят, чтобы ваш учебный центр обучил их сотрудников. Потеснить своих ради денег, иначе составлять расписание?
Андрей ЧУМАКОВ,
директор Учебного центра «РДТЕХ»
Следите за тем, как работает учебный центр, чтобы количество слушателей росло. Три инструмента

Первый инструмент – статистика. Мы фиксируем, сколько людей обучили за год, какие курсы более востребованы, какие – менее. Второй инструмент – оценки слушателей. В конце обучения мы даем им анкету и просим оценить качество преподавания, оборудования, программу курса, помещение. Как правило, никто не отказывается заполнить анкету. Третий инструмент – работа преподавателей в центре техподдержки компании РДТЕХ. Мы направляем их туда, чтобы они соприкасались с практикой, общались с реальными клиентами компании, наблюдали, с какими проблемами они сталкиваются. Благодаря этому преподаватели остаются в тонусе и повышают свою квалификацию. Также они участвуют в проектах компании, представляют ее на форумах и выставках. Благодаря этой работе, мы получаем представление о том, что сейчас наиболее востребовано на рынке образовательных услуг, и корректируем учебные планы.

Сторонние клиенты могут быть в приоритете, если учебный центр на самообеспечении

В таком случае компания изначально создает корпоративный университет как коммерческое направление своей деятельности. Иначе говоря, требует, чтобы он сам себя обеспечивал.

Эта задача выполнима, но только если обучающий центр получит статус отдельного и самостоятельного юридического лица. В его штате будут не только преподаватели, но и бухгалтеры, а самое главное – маркетологи, рекламщики, которые займутся продвижением центра. Особо разбираться в том, кто заказчик, обучающая организация в таком случае не будет и начнет оказывать услуги всем подряд. Порой даже тем организациям, которые являются конкурентами материнской компании (которая изначально создала обучающую структуру). Такой стиль работы отвечает цели, которая стоит перед самоокупаемым учебным центром.

Что нужно, чтобы получить гослицензию на оказание образовательных услуг

Помимо обязательных документов (устава, выписки из Единого государственного реестра юрлиц) требуется масса других. Например, справка о постановке центра обучения или университета на учет в налоговом органе, заключение санэпидемслужбы, перечень дисциплин и программ, сведения о том, что штат укомплектован преподавателями и что они обладают необходимой квалификацией, документы, подтверждающие, что у центра есть здания и помещения, общежитие, пункты питания и медпункт. Есть условие: если учебный центр не является собственником помещений, то он должен предоставить договор аренды на весь тот срок, на который хочет получить лицензию. Но договоры аренды заключаются, как правило, на год. Перечень всех документов, необходимых для того, чтобы получить гослицензию, приводится в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 января 2007 года № 50*

Если учебный центр не на самоокупаемости, внешние заказчики – по остаточному принципу

В таком случае добивайтесь, чтобы все – первые лица компании, ее топ-менеджеры и сотрудники – понимали, что на первом месте интересы компании, обучение ее сотрудников, направленное на повышение ее прибыли. Железно придерживайтесь этого правила. Сначала свои сотрудники – потом все другие.Совсем отказываться от заказов сторонних организаций, конечно, не стоит. Рассматривайте их и сразу объясняйте, что Вы не против выполнить их заказ, но только в том случае, если позволяет план обучения своих сотрудников, если останутся свободные часы у преподавателей. Исключение можно сделать лишь для проверенных компаний-партнеров, к которым Вы часто обращаетесь по работе.

Пример

В состав холдинга «Сухой» входят десятки компаний и конструкторских бюро: чтобы построить самолет, необходимо привлечь тысячи специалистов разных профессий. И несмотря на обилие собственных подразделений, компания не может обойтись без «смежников» – организаций, которые не входят в холдинг, но тесно сотрудничают с ним, поставляют то или иное оборудование, предоставляют специалистов для специфических работ. Поэтому, желая и дальше поддерживать хорошие отношения с этими компаниями, руководство холдинга организует для сотрудников-«смежников» обучение в своем центре бесплатно. Компания-партнер в свою очередь также отвечает благодарностью. Такое сотрудничество взаимовыгодно и помогает компаниям эффективнее работать.

Внешние заказчики наравне с внутренними, если университет имеет избыточные мощности

Эти мощности возникают, если загрузку учебного центра переоценили. Скажем,руководство прогнозировало, что количество обучающихся будет расти и поэтому арендовало дополнительные площади, наняло еще тренеров, а скачка не произошло. Между тем, учебный центр уже запущен. Чтобы не потерять уже вложенные деньги, учебный центр начинает предлагать свои образовательные услуги и сторонним компаниям. В таком случае ставить внешних заказчиков в конец очереди на обучение нельзя. Лучше умело комбинировать курсы для своих сотрудников и для внешних клиентов, учитывая при этом, сколько преподавателей с недостаточной нагрузкой, сколько помещений для занятий свободно.

Сторонние компании просят, чтобы ваш учебный центр обучил их сотрудников. Потеснить своих ради денег, иначе составлять расписание?
Маргарита ЗАЙЦЕВА,
руководитель учебно-методического департамента и департамента маркетинга Учебного центра Softline
Получите и гослицензию, и статус авторизованного учебного центра. Станете привлекательнее для заказчиков

Конечно, можно быть авторизованным учебным центром и не получать государственную лицензию. И, наоборот, у учебного центра может быть гослицензия, но при этом он не является авторизованным учебным центром. Но лучше получить и то, и другое. Стать авторизованным учебным центром, скажем, компании Microsoft, проще, чем получить гослицензию. Вам достаточно подтвердить компании-поставщику готовность обучать слушателей по ее учебным программам, а не своим. Кроме того, Вы сможете выдавать обучающимся международный сертификат, если они успешно сдадут экзамен по окончании курса. Получить же образовательную лицензию намного сложнее – Вам нужно набраться мужества и собрать много разных документов, самостоятельно подготовить учебные программы с учетом госстандартов. Но в итоге это сработает на Вас – учебный центр будет привлекать больше клиентов и пользоваться авторитетом.

Программа программе рознь. Не рассказывайте конкурентам о профессиональных хитростях!

Отказывайтесь давать сотрудникам из конкурирующих структур такие курсы, которые могли бы раскрыть методы работы вашей компании, стилистику планирования ее деятельности. Вы же должны блюсти интересы своей компании-основателя. Если этому не следовать, то начнете профессионально укреплять конкурентов. Сразу обозначьте, какие курсы можете им предоставить. Пусть это будут тренинги по развитию лидерства, управленческих качеств.

Составляйте не классическое расписание на какой-либо период, а планируйте потоки

Это очень удобно, так как делает расписание более гибким, повышаетвозможности для незапланированных занятий, бережет силы преподавателей, благодаря чему они легче согласятся на дополнительную нагрузку, если потребуется. Принцип такой: Вы исходите из того, сколько групп должны получить лекции по одинаковым темам. Причем каждая отдельная тема читается для всех групп одним-двумя преподавателями. Разумеется, не сразу, а в разное время. Но тема одна. И преподаватель один. Фактически он готовится к одной теме на определенный день, а не к нескольким.

Пример

Учебному центру надо обучить две группы штатных сотрудников своей компании, и три группы сторонних. У каждой группы – своя программа. Но в ней есть дисциплины, которые встречаются в планах обучения разных групп. Например, лекции по бережливому производству запланированы у четырех групп (из пяти), а по управленческим компетенциям – у трех. Помощник директора учебного центра сформировал потоки по этим двум дисциплинам и составил расписание так: лекции по бережливому производству идут для всех в понедельник – с 10 до 11.40, для одной группы, с 11.55 до 13.35 – для второй, с 13.50 до 14.30 – для третьей, с 14.40 до 16.20 – для четвертой. Читает лекции весь день по одной теме один преподаватель либо два. Аналогично были запланированы и лекции по управленческим компетенциям.

Государственную лицензию можно не получать, если слушателям не нужен диплом гособразца

Вряд ли тем, кто хочет обучаться в вашем учебном центре, к примеру, навыкам коммуникаций или командообразованию, нужен диплом непременно государственного образца. Как правило, таким слушателям важно качество обучения. Некое подтверждение, что курсы по теме прослушаны, им тоже, конечно, не помешает. Но Вы можете сами разработать дизайн такого документа, распечатать его на цветном принтере, вложить в корочки, которые сделаете на заказ в типографии, поставить печать компании или самого учебного центра и выдавать выпускникам.

Без гослицензии учебный центр вполне может обойтись (она лишь вопрос престижа), и тратить много сил и времени на то, чтобы ее получить, не стоит. Поверьте, это нелегкая задача. В конце концов, можно заключить договор с техникумами и вузами, у которых есть гослицензии, и работать с этими обучающими заведениями.

Пример

Новосибирское авиационное производственное объединение (НАПО) изучило, каких специалистов готовят все учебные заведения города, и выбрало такие, где выпускают более-менее подходящих для работы в объединении. НАПО заключило с этими учебными заведениями договор и стало с ними сотрудничать – готовить кадры для себя. Студенты проходят практику в объединении, а потом выходят на работу. Руководству НАПО нет смысла ни получать образовательную лицензию, ни самостоятельно заниматься подготовкой нужных специалистов. Объединение помогает учебным заведениям, а они – объединению.

Сторонние компании просят, чтобы ваш учебный центр обучил их сотрудников. Потеснить своих ради денег, иначе составлять расписание?
Ярослав КАБАКОВ,
кандидат экономических наук, ректор Учебного центра «ФИНАМ»
После обучения в нашем учебном центре вчерашние ученики становятся нашими клиентами

После обучения в нашем учебном центре вчераш-ние ученики становятся нашими клиентамиКонечно, обучение должно быть качественным. То, что продает наша компания, нельзя пощупать или увидеть, – брокерские услуги. И чтобы люди поняли, в чем ценность услуг, мы предлагаем им пройти у нас обучение. В результате, когда после семинаров перед ними встает вопрос, какого брокера выбрать, большинство предпочитает открывать счет у нас. О чем же мы рассказываем на занятиях? Как правило, об актуальных проблемах: как планировать личный бюджет, в какой валюте хранить сбережения. Таким образом, мы не рекламируем свои услуги, а объясняем, как ими можно пользоваться.

Учебный центр будет заниматься профподготовкой? Гослицензию получать нужно!

Это стоит делать, если корпоративный университет собирается обучать людей производственных специальностей, скажем, технологов, операторов установок, механиков, лифтеров или персонал, обслуживающий самолеты и аэропорты. Для таких людей «корочка» гособразца после обучения – просто необходимость. Онаслужит основанием для присвоения какого-либо разряда или категории, а иногда в принципе дает право сотруднику заниматься какой-либо работой (без «корочки» не допустят). Выдавать такие сертификаты и дипломы вправе только сертифицированные центры обучения. Поэтому Вам стоит преодолеть все бюрократически препоны и получить государственную лицензию.

Таблица. Какими преимуществами и недостатками наделяет гослицензия учебный центр компании

Достоинства Недостатки
Предложения учебного центра привлекательнее в финансовом отношении для заказчиков: если они заключают договор с обучающей компанией, у которой есть гослицензия, то могут не платить НДС, который составляет 18 %. Иначе говоря, сэкономить. Если учебный центр задумает поменять перечень дисциплин, по которым читает лекции, или программу семинаров, надо снова получать гослицензию. Либо предлагать стандартные курсы, под которые раньше была выдана лицензия
Диплом или сертификат гособразца более престижен и привлекателен, поэтому в том корпоративном университете, который выдает такой документ, будет больше слушателей, чем в том, который выдает свой сертификат (не лицензированный) Если изменилось название компании или ее организационно-правовая форма (например, было ЗАО, стало ОАО), то нужно получать новую лицензию

Пример

В Комсомольске-на-Амуре есть завод, при котором еще во время советской власти был создан учебно-производственный комбинат. Он выпускает таких специалистов, которых не готовит ни одно училище города. Например, сборщика гидравлических систем. Во-первых, таких рабочих требуется не более двух-трех человек в год, и училищу нет смысла формировать такую маленькую группу. Во-вторых, учебное учреждение не сможет обучить студентов без помощи завода. Ведь без практики не обойтись. Поэтому завод получил для своего учебного комбината государственную лицензию на право заниматься образовательной деятельностью. И теперь комбинат готовит сборщиков гидравлических систем не только для себя, но и для всего Дальнего Востока.

Звездный преподаватель – это хорошо, но придется считаться с его капризами

Конечно, если в числе преподавателей вашего корпоративного университета, помимо собственных тренеров, будет и известная личность, это дополнительный плюс для университета. Но есть и минусы. Во-первых, вряд ли знаменитость будет подстраиваться под ваш график занятий. Скорее, наоборот, Вам придется подстраиваться под график звезды. Во-вторых, мнение звезды по тем или иным вопросам может не совпадать с корпоративными стандартами вашей компании. Снова возникнет конфликт интересов. Подумайте, нужно ли Вам все это?

Объясните потенциальным клиентам, чем ваши курсы для них полезны: составьте презентацию

Как показывает мой опыт, большинство внешних заказчиков не всегда в состоянии составить адекватное представление о том, чему именно Вы обучаете, и что это им может дать. Поэтому часто возникает необходимость наглядно и убедительно это показать. Как нельзя лучше Вы сделаете это, составив презентацию. Обрисуйте, для чего нужен тот или иной курс, для каких специалистов (категорий сотрудников) он предназначен, почему именно у Вас лучше всего его заказать. Акцентируйте внимание на отличиях вашей учебной программы от других, скажем, на эксклюзивности курса, на статусе тренеров, на том, что у Вас есть гослицензия.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Директор по персоналу» –
практический журнал по управлению человеческими ресурсами

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57623 от 08.04.2014.


  • Мы в соцсетях
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

А кроме того, ваc ждут подарки:
- журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
- подборка самых интересных статей за месяц,
- видеосеминары и презентации по HR вопросам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль