Проективное интервью: объективная оценка личностных качеств

1740
Освежите знания о правилах проективного интервью, чтобы лучше оценивать личностные качества кандидатов.

О чем эта статья: что фиксировать, когда кандидат размышляет над Вашим вопросом; как воспоминания соискателя о своем детстве характеризуют его; для чего HR-менеджеру во время собеседования притворяться, что он не может закончить фразу/историю; чем помогут тесты ЛЮШЕРА и «Несуществующее животное».

Правильно задавайте вопросы, провоцируйте кандидата рассуждать о других, фиксируйте ответы

Вы знаете, что они не должны прямо касаться соискателя, а звучать как общие. Например: «Почему хорошие специалисты уходят из компаний?», «Почему некоторые сотрудники работают с удовольствием?», «Что обычно мешает хорошим людям построить карьеру?» Кандидат начнет рассуждать. Это самое ценное. Хотя эти версии как бы отвлеченные, на самом деле соискатель неосознанно называет то, что важно для него, и, размышляя о причинах поступков других, приводит свои причины. Пусть рекрутеры все это фиксируют: «мало платят», «недооценивают».

Напомните: не следует прямолинейно интерпретировать ответы (примеры вопросов, варианты ответов и интерпретаций см. в таблице). К примеру, если один претендент сказал, что людей мотивируют работать лучше деньги, а другой - похвала, это не значит, что первого не нужно хвалить, а другому не надо платить.

Обсудите с кандидатом бытовую ситуацию, чтобы понять, нацелен он на процесс или на результат

Пусть Ваши рекрутеры обрисуют банальную бытовую ситуацию, а затем спросят у соискателя, как он поступает в подобных случаях. Чтобы кандидат чувствовал себя более раскованно, рекомендуйте своим подчиненным показать ему картинку, где изображена та же самая ситуация. Человеку будет проще дать ответ.

Вспомните о детстве: насколько самостоятельно кандидат принимает решения

Посоветуйте подчиненным задать такие вопросы: «Кем Вы хотели стать, когда заканчивали школу?», «Что больше всего повлияло на выбор профессии?», «Кто посоветовал Вам поступать на экономический / гуманитарный факультет?» Ответы о прошлом корректно переносите в современность. Иначе говоря, анализируйте, что могут означать эти ответы сейчас. Пример такого толкования смотрите в таблице ниже.

Попросите закончить незавершенную фразу или рассказ

Соискатель проходил собеседование у заместителя директора одного из департаментов МИДа. Когда кандидат ответил на основные вопросы, и ему дали понять, что шанс у него есть, замдиректора решил рассказать случай из своей практики. «Я - советник-посланник посольства одной из арабских стран. Очередной рабочий день. Жаркий полдень, запах кофе, полусонные сотрудники. Я в своем кабинете, и вдруг телефонный звонок: местное информагентство настоятельно предлагает мне вместо посла, который болеет, провести ранее запланированную, а потом отмененную пресс-конференцию. Я, конечно...» Тут замдиректора внезапно прервался и спросил собеседника: «Что Вы скажете? «Не соглашаюсь»?» Соискатель немного замешкался, но все же ответил: «Нет, Вы не совсем правильно прочитали мои мысли, я думал, что Вы, конечно, пообещали перезвонить им позже, после консультаций с послом». Этот кандидат успешно прошел собеседование.

Используйте проективные тесты - «Несуществующее животное», тест ЛЮШЕРА

Изображая несуществующее животное, претендент нарисует себя, свой образ. Смотрите, где располагается животное на листе бумаги. Если рисунок находится в верхней части листа, то у человека - высокая самооценка, неудовлетворенность своим положением в социуме. Если рисунок - в нижней части листа, кандидат неудовлетворен собой, у него низкая самооценка, подавленность. Справа - акцент на будущем, стремление контролировать ситуацию. Если слишком справа - это может означать склонность к неподчинению, непредсказуемость, конфликтность. Если слева на листе, для соискателя характерны акцент на прошлом, выраженное чувство вины, застенчивость. Его надо постоянно подбадривать.

Суть теста ЛЮШЕРА: попросите менеджера по подбору подготовить восемь квадратов, окрашенных в разные цвета. Пусть во время собеседования он выложит квадраты перед соискателем, чтобы тот выбрал один - наиболее приятный для себя. Процедура повторяется, и в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Каждому цвету соответствует свой набор потребностей. Вы поймете, как нужно мотивировать человека.

Объясните HR-менеджерам: нужно задавать общие и косвенные вопросы, а от прямых следует воздержаться

Потренируйте их - попросите привести вопросы, которые следует задавать в ходе проективного интервью. Обратите внимание: большинство проективных вопросов - слишком широки и обтекаемы. Поэтому одного ответа недостаточно, чтобы оценить, насколько развита у соискателя та или иная компетенция. Например, чтобы понять, честен ли и ответственен ли человек, спрашивайте следующее: «Почему в некоторых организациях люди воруют или подрабатывают, скрывая это от работодателя?», «Почему, когда руководитель в отпуске, сотрудники работают как обычно?», «Как Вы думаете, почему люди возвращают взятый в банке кредит?» Пусть Ваши подчиненные фиксируют ответы на листе бумаги. Причем в той последовательности, как говорил кандидат. Запретите своим подчиненным задавать прямые вопросы - кандидат скорее всего слукавит или не ответит.

Пять советов, как удачно провести проективное интервью:

  1. Поручить провести этот вид интервью опытному HR-y, а не начинающему менеджеру. Он сможет оценить, соответ­ствуют ли ценности кандидата ценностям компании, каково представление человека о нор­мах поведения.
  2. Проводить проективное интервью после обычного или структурированного собе­седования, на котором рекру­тер выявит профессиональные качества кандидата.
  3. Поручить интервьюеру заранее придумать ряд не­законченных предложений, которые он будет пускать в ход для проверки кандидата, например: «Если бы Ваш друг занимал руководящий пост, то...», «Лучше всего настоящие профессионалы работают с...»
  4. Чтобы кандидат настроился на позитивный лад и отвечал правдиво, в начале встречи обсудить увлечения и хобби человека.
  5. Чтобы результаты проек­тивных методик были более достоверными, сочетать их с кейс-интервью, использо­вать психометрические тесты.

Вопрос

Ответ

Интерпретация

Кем Вы хотели стать, когда заканчивали школу? Почему?

Экономистом. Всегда хорошо удавалась математика в школе. Казалось, что экономика наиболее близка моему увлечению цифрами и вообще профессия считалась престижной.

Сфера интересов - точные науки. Соискатель логично объясняет связь между родом занятий и увлечением в детстве, что говорит об устойчивости желаний и целей.

Вы считаете, что достигли детской мечты?

Да.

Есть целеустремленность, так как реализовал мечту: направление, выбранное в детстве.

Что в Вашем детстве больше всего повлияло на выбор профессии?

Я всегда хорошо учился и четко знал, чего хочу. Во время учебы в школе последние два года ходил на дополнительные курсы по математике.

Демонстрирует самостоятельность в принятии решений. Не ссылается на мнение родителей и их рекомендации. Установка на автономность.

Какую работу люди выполняют охотнее?

Вариант 1. Интересную, не рутинную.

Соискатель скорее склонен к частой смене деятельности, устает от однообразной работы.

Вариант 2. Ту, за которую хорошо платят.

Проявляется склонность к денежной мотивации, но при этом почти нет мотивации развиваться и расти профессионально.

Вариант 3. Если не нужно перерабатывать, задерживаться.

Выражено нежелание брать ответственность. Нет интереса к решению сложных вопросов.

Представьте, что Вам предстоит отпуск. Как Вы хотите его провести?

Вариант 1. Я хочу купаться, лежать на пляже, ездить на экскурсии, наслаждаться солнцем, получать положительные эмоции и яркие впечатления.

Соискатель нацелен на процесс: он не говорит о стремлении достичь конкретных результатов.

Вариант 2. Я хочу отдохнуть так, чтобы набраться сил, снять усталость. Главное, чтобы остались яркие впечатления. Запечатлею каждый момент на фото, чтобы память о поездке осталась надолго.

Кандидат, наоборот, мыслит категориями результата, для него важно, что он получит в итоге.

Интерпретацию цветов к тесту ЛЮШЕРА смотрите на сайте www.HR-director.ru/files
Примеры других проективных вопросов для выявления основных личностных характеристик кандидата смотрите в электронной версии статьи на сайте www.HR-director.ru/files



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Директор по персоналу» –
практический журнал по управлению человеческими ресурсами

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57623 от 08.04.2014.


  • Мы в соцсетях
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

А кроме того, ваc ждут подарки:
- журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
- подборка самых интересных статей за месяц,
- видеосеминары и презентации по HR вопросам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль