Управление обучением и развитием персонала: методы обучения

1396
Существующие методы обучения сотрудников можно условно разделить на два больших подвида, что упрощает процессы управления в области работы с персоналом. Деление происходит по критерию места, где проходит обучение: на рабочем месте или вне его. Об этом и поговорим в нашей статье.

Из материала вы узнаете:

  • Как осуществляется управление персоналом в вопросах обучения: дистанционное (заочное) обучение и обучение внутри компании;
  • Какие методы обучения на рабочем месте используют организации;
  • Насколько связаны управление обучением персонала и развитие личности в организации.

Образцы документов

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файлы и получить доступ к более чем 3000 HR-документов

Управление обучением и развитием персонала: методы обучения

Анкета для сотрудника: выявление потребности в обучении

Положение об обучении персонала

Образец готового приказа о направлении сотрудника на обучение

Образец заполненного соглашения об обучении

Приказ о направлении сотрудника на обучение

Какие методы обучения включает в себя управление обучением и развитием персонала

Методы обучения на рабочем месте

К методам обучения на рабочем месте можно отнести инструктаж, ротацию, ученичество и наставничество. Для этих методик характерна непрерывность и отсутствие ограничений по количеству направлений обучения. Направления обучения в данном случае зависят от необходимости усовершенствования рабочих процессов, освоения новых операций или специальностей, изучения новых технологий.

К распространенным подходам к обучению на рабочем месте можно отнести структуру «70-20-10», суть которой заключается в распределении времени обучения по трем основным сегментам: обучение за счет решения реально существующих задач, обучение под руководством более опытного сотрудника и обучение в учебных классах.

Среди основных методов обучения на рабочем месте можно выделить следующие формы обучения:

  • включение сотрудника в процесс деятельности другого человека
  • наблюдение за рабочим процессом
  • стажировки, ротации
  • передача опыта
  • раскрытие личностного потенциала
  • сопровождение процесса обучения, перенос знаний в реальную практику
  • использование комплексных технологий обучения

О том, в чем экономическая выгода самостоятельного обучения рабочих, читайте в материале (опытом делится ТНК-ВР).

Примером ситуации, когда обучение на рабочем месте оказывается эффективным, может служить обучение новых сотрудников – практически все виды стажировки. Это способствует интеграции сотрудника в новый коллектив, адаптации к атмосфере к компании. Результативным также может оказаться заочное обучение. Управление персоналом, в любом случае, должно строиться исходя из критериев эффективности. Зачастую сотруднику легче справляться с новым материалом, попутно применяя его на практике.

Пожалуй, единственным минусом обучения на рабочем месте можно считать его узкую специализацию. Сотруднику сложно абстрагироваться и выйти за рамки привычных для него моделей поведения. А это, в свою очередь, мешает формированию новых поведенческих и профессиональных навыков.

Тем не менее, обучение на рабочем месте при правильном подходе к управлению обучением может стать мощнейшим инструментом. Необходимо исследовать его возможности и регулярно применять в ежедневной работе.

Аргументы в пользу развития внутреннего обучения можно найти здесь.

Обучение вне рабочего места

Обучение персонала вне рабочего места может показаться более эффективным. Однако оно связано с куда большими финансовыми затратами и отвлекает сотрудника от основной работы. Обучение происходит в непривычной среде, с отрывом от рутинных обязанностей, что может быть как положительным отличием внешнего обучения, так и его отрицательной стороной.

К формам внешнего обучения традиционно относят:

Лекции

Методика обладает средним уровнем эффективности и предназначена, главным образом, для большой аудитории. Объем усваиваемого материала составляет около 20%&

Конференция

Представляет собой дискуссию с заранее определенной темой и структурой. Методика позволяет достичь лучшего усвоения материала за счет проверки реакции участников на предложенную информацию.

Обсуждение

Метод обсуждения позволяет аудитории активно участвовать в процессе, делиться опытом, воспринимать альтернативные взгляды на поставленную проблему и развить способности к самовыражению.

Анализ кейсов (практических ситуаций)

Анализ реальной ситуации хорошо работает в интеллектуально-креативной аудитории, поэтому широко применяется в среде управленцев и руководителей разного уровня.

Ролевые игры

Методика призвана имитировать проблемную ситуацию. Роли распределяются среди аудитории, что позволяет сотрудникам попробовать себя в решении реальных кейсов. Методика нуждается к хорошей подготовке и режиссуре.

Моделирование

Сочетает анализ кейсов и ролевые игры.

Групповые задания

Предоставляет сотрудникам возможность поработать к команде и оценить поведение группы в разных ситуациях. Применяется в тимбилдинге и выработке коммуникативных навыков.

Дистанционное или заочное обучение

Управление персоналом, ориентированное на удовлетворение потребностей сотрудников, не только позволяет обучать сотрудников в удобное для них время, но и снижает затраты на организацию процесса обучения.

Корпоративный университет

Представляет собой систему внутрифирменного обучения, целью которого является реализация конкурентного преимущества, системное управление знаниями, развитие системы управления, формирование кадрового резерва и укрепление корпоративной культуры. Корпоративные университеты помогают обеспечить научно-методическую поддержку стратегии развития компании, подготовить управленческий резерв и обеспечить преемственность знаний.

Для внешнего обучения характерен более высокий уровень организации процессов обучения и более высокая квалификация преподавательского состава. К недостаткам этой формы обучения можно отнести высокую стоимость и возможное несовпадение учебной программы с потребностями персонала.

Управление обучением персонала и развитие личности в организации

Рыночные отношения и растущая конкуренция требуют от процессов управления персоналом не только обеспечить повышение профессионализма сотрудников, но и развития у персонала определенных социальных и коммуникативных навыков. Управление обучением персонала не должно быть однобоким и акцентированным исключительно на повышение компетенции сотрудников. Трудовой коллектив, в первую очередь, является социальным образованием, которому необходимо адаптироваться а постоянным изменениям в обстановке на рынке.

Методы управления обучением персонала представляют собой нормы, правила, приемы и способы воздействия на объект управления с целью достижения желаемых результатов, к которым, в свою очередь, относится не только повышение производительности, но и стабилизация микроклимата в компании и повышение уровня лояльности сотрудников.

Системный подход в выборе методик управления обучением предполагает глубокое исследование управляемого объекта, связей внутри него и отношений, в которых он участвует. Управление обучением персонала и развитие личности в организации зависит от решаемых коллективом задач и поставленных целей. Методы могут воздействовать на персонал прямо или косвенно, иметь формальный или неформальный характер. Необходимо помнить, что все процессы управления обучением персонала в итоге сводятся к одной цели: развить потенциал коллектива. Если профессиональная подготовка сотрудников в большинстве компаний достаточно отлажена, то в вопросах социального менеджмента руководителям приходится постоянно следить за появлением новых и изменением существующих методик. Это требует быстрой реакции и гибкости механизмов управления.

Управление обучением персонала преследует ряд следующих практических целей:

  • формирование целостного видения действующей в компании системы отношений
  • освоение современных методик по работе с разным категориями сотрудников
  • достижение стратегических целей организации
  • управление межличностными отношениями в коллективе
  • выбор наиболее эффективных стилей управления в каждой конкретной ситуации
  • формирование команды

Более подробно управление обучением персонала, существующие методики управления, наиболее эффективные способы обучения сотрудников, формальная составляющая процессов обучения, а также место обучения в системе управления персоналом рассмотрены в других материалах журнала «Директор по персоналу»:

Ваш менеджер по обучению работает. Есть результаты? Оцениваем не только количество занятий, но и качество, учитывая цели обучения

Как превратить компанию в самообучающуюся организацию. Встройте обучение и развитие во все бизнес-процессы

Управление обучением и развитием персонала: методы обучения

Вебинар 12 апреля "Создание и развитие успешной команды в сложных экономических условиях"

Вопросы, которые будут рассмотрены в рамках вебинара:

  1. Практики командообразования серьёзно меняются в последние 2-3 года. Создание и управление командами в компаниях становятся более нацеленными на увеличение эффективности, практикоориентированными, совмещенными с проектами компании. На мероприятии мы обсудим новые принципы работы с командами, такие, как: динамическая оценка, событийное научение, взаимные тренировки, метод маленьких глотков, вовлеченность в обучение, self-коучинг и сквозное командообразование

Зарегистрироваться на мероприятие >>>

Оформите подписку на печатный или электронный журнал «Директор по персоналу»

Каждый месяц – несколько десятков статей, исследований, комментариев экспертов на актуальные темы. Подпишитесь и получите доступ к HR-сервисам и бонусам, среди которых есть такие востребованные, как бесплатное обучение. Подписаться >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Директор по персоналу» –
практический журнал по управлению человеческими ресурсами

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57623 от 08.04.2014.


  • Мы в соцсетях
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

А кроме того, ваc ждут подарки:
- журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
- подборка самых интересных статей за месяц,
- видеосеминары и презентации по HR вопросам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль