Эмоциональный интеллект как с максимальной пользой использовать в управлении персоналом #2

301
Что такое эмоциональный интеллект. Какие существуют подходы к изучению эмоционального интеллекта и его основные составляющие | Соотношение значимости логики и эмоций | Роль эмоционального интеллекта | Определение эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект как с максимальной пользой использовать в управлении персоналом #2Марина МИРОНОВА, директор по персоналу, Велес Капитал

Записывайтесь на предстоящие вебинары

Смотреть далее: Часть 3

Программа вебинара:
  • Что такое эмоциональный интеллект. Какие существуют подходы к изучению эмоционального интеллекта и его основные составляющие
  • Эмоциональный интеллект в различных аспектах управления персоналом
  • Критерии оценки эмоционального интеллекта
  • Наиболее типичные ошибки при работе с эмоциями и пути их преодоления

Расшифровка видео:

Роль эмоционального интеллекта

Достаточно интересен подход о роли эмоционального интеллекта и стандартного IQ в нашей жизни. Считается, что все-таки эмоции являются во многих случаях определяющими, поэтому не всегда осознанными. Это напоминает айсберг, где основная часть и при принятии решений, и в обычной жизненных ситуациях находится под водой сознания. Тем не менее эмоции играют максимально значимую роль в жизни во многих случаях, то есть номер один.

Эмоциональный интеллект как с максимальной пользой использовать в управлении персоналом #2 Рис. 1

Все-таки эмоции несут оценочную функцию. Они как бы позволяют на физиологическом даже уровне быстрее принимать оперативные решения в случае нестандартных ситуаций, в случае появления каких-то нестандартных стимулов. То есть эмоции оказывают непрямое воздействие на физиологию человека. Это старый, наверное, древний принцип - если возникает какая-то нестандартная ситуация, первыми включаются эмоции, они мобилизуют организм на то, чтобы бежать, драться или затаиться и переждать беду. То есть это первый такой оценочный механизм, который имеет прямую связь с физиологией человека, то есть с влиянием и на регулирование в том числе и на уровне гормональном, и на уровне оперативной реакции. И в этом есть свои плюсы и свои минусы. О минусах мы тоже поговорим.

Забегая немножко вперед, можно сказать, что избыточное количество эмоций в жизни приводит к тому, что человек приходит к эмоциональному выгоранию, потому что эмоции мобилизуют весь организм человека. И в таком тонусе человек не может находиться долгое время. И это как бы с одной стороны плюс, с другой стороны, возможно, минус.

Конечно, эмоции огромную играют роль в коммуникативной функции, потому что считается, что до 7 % информации мы получаем через слова, а остальную информацию - через мимику, жесты, интонацию, через голос. И на мимику, жесты и голос влияет эмоциональная составляющая. И люди, которые обладают способностью отслеживать свои эмоции, регулировать свои эмоции, отслеживать эмоции других (оказывать влияние на эмоциональное состояние других), они более коммуникативны и успешны.

То есть функций множество, достаточно разнообразные. И несмотря на то, что термин "эмоциональный интеллект" пришел к нам с Запада, теория эмоций, я думаю, очень подробно разработана в советской психологии. И Леонтьев, и Рубинштейн этой теме посвятили достаточно значимое количество работ. И оттуда, я думаю, если тема покажется вам интересной, в дальнейшем вполне можно черпать информацию.

Определение эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект как с максимальной пользой использовать в управлении персоналом #2 Рис. 2

Мы будем придерживаться определения, которое дали в свое время группа ученых: Сэлавей, Мейер и Карузо, присоединившийся к ним чуть попозже, которое гласит, что эмоциональный интеллект — это способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связь друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления в принятии решений.

Чтобы было более удобно, я использую такое графическое представление. По сути эмоциональный интеллект можно разделить на 4 части. Это осознание себя, осознание эмоций других людей, умение регулировать эмоции собственные. Понятно, что уровень регуляции эмоций не может быть 100%, то есть есть какие-то эмоции, которые возникают помимо нашей воли, и умение, знание, понимание, как эмоции могут оказывать влияние на поведение, на работу других людей. И это не столько чистая манипуляция, как умение воодушевлять, умение развивать людей, умение налаживать контакты с людьми. Для этого надо достаточно хорошо ориентироваться в их эмоциях и уметь их где-то подбадривать, где-то настраивать, где-то даже воздействовать на то, чтобы эти эмоции чуть уменьшились. Это тоже важная задача, о которой мы поговорим чуть попозже.

Мы не будем, как я уже говорила изначально, подробно останавливаться на методологических подходах, потому что подходов несколько, и я привела определение одной группы исследователей. И есть определения более популярные Дэниела Гоулмана, который, собственно, эту тему популяризировал благодаря своей книжке «Эмоциональный интеллект», где детально подробно описал, что это, как с этим работать.

Но внутри исследователей есть и взаимная конкуренция, и по разному понимают они этот термин, но суть остается в том, что знания об эмоциях вполне можно использовать в практической работе, возможно, без такого очень глубокого понимания, как это определяется, чем отличается эмоциональный интеллект от понятия эмоциональная компетентность, разработанная в рамках российской науки. Поэтому наверное этому я не хотела бы глубоко останавливаться.

IQ и EQ по разному влияет на человека

Для нас важно, что IQ и EQ по разному влияет на человека и отвечает за разные сферы в интеллекте. Если для логики важна правда, факты, контракты, то для эмоционального интеллекта важны вера, чувства, контакты. Это то, что определяет даже с одной стороны закон, с другой стороны справедливость.

Эмоциональный интеллект как с максимальной пользой использовать в управлении персоналом #2 Рис. 3

В этом плане эта табличка, ее можно вполне продолжить, потому что она имеет прямое отношение к тому, как мы выстраиваем взаимодействие с нашим персоналом, с коллегами по работе. У любой компании есть цель, и эта цель логически определена, только эмоции наполняют эту цель смыслом. То есть цель принимается сотрудниками только в том случае, если сотрудники, если руководители подразделений видят в них смысл.

В области управления персоналом в любом случае существуют системы: системы мотивации, системы оценки, системы подбора. И эти системы прописаны, регламентированы или не прописаны и не регламентированы, но в любом случае они существуют на уровне логики. Но важная составляющая этой системы — отношения. То есть в данном случае без отношений, без контактов, без чувства принятия, понимания справедливости этих систем, они действовать не будут.

Читать далее: Часть 3

Друие части: Часть 1 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12

Записывайтесь на предстоящие вебинары Прошедшие HR-вебинары

Интерактивная презентация

Скачать: Презентаци (PDF) Аудио (MP3)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Каким для вашей компании оказался год 2016?

  • Успешным! Повысились продажи, открыли новые офисы 27.27%
  • 50/50: в чем-то выросли, в чем-то надо улучшать показатели 36.36%
  • Стабильным! Основные показатели остались на прежнем уровне 22.73%
  • Пока рано подводить итоги. Для нас год еще не закончился 18.18%
Другие опросы

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Директор по персоналу» –
практический журнал по управлению человеческими ресурсами

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57623 от 08.04.2014.


  • Мы в соцсетях
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

А кроме того, ваc ждут подарки:
- журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
- подборка самых интересных статей за месяц,
- видеосеминары и презентации по HR вопросам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль