Эмоциональный интеллект как с максимальной пользой использовать в управлении персоналом #2

324
Что такое эмоциональный интеллект. Какие существуют подходы к изучению эмоционального интеллекта и его основные составляющие | Соотношение значимости логики и эмоций | Роль эмоционального интеллекта | Определение эмоционального интеллекта

Марина МИРОНОВА, директор по персоналу, Велес Капитал

Записывайтесь на предстоящие вебинары

Смотреть далее: Часть 3

Программа вебинара:
  • Что такое эмоциональный интеллект. Какие существуют подходы к изучению эмоционального интеллекта и его основные составляющие
  • Эмоциональный интеллект в различных аспектах управления персоналом
  • Критерии оценки эмоционального интеллекта
  • Наиболее типичные ошибки при работе с эмоциями и пути их преодоления

Расшифровка видео:

Роль эмоционального интеллекта

Достаточно интересен подход о роли эмоционального интеллекта и стандартного IQ в нашей жизни. Считается, что все-таки эмоции являются во многих случаях определяющими, поэтому не всегда осознанными. Это напоминает айсберг, где основная часть и при принятии решений, и в обычной жизненных ситуациях находится под водой сознания. Тем не менее эмоции играют максимально значимую роль в жизни во многих случаях, то есть номер один.

Все-таки эмоции несут оценочную функцию. Они как бы позволяют на физиологическом даже уровне быстрее принимать оперативные решения в случае нестандартных ситуаций, в случае появления каких-то нестандартных стимулов. То есть эмоции оказывают непрямое воздействие на физиологию человека. Это старый, наверное, древний принцип - если возникает какая-то нестандартная ситуация, первыми включаются эмоции, они мобилизуют организм на то, чтобы бежать, драться или затаиться и переждать беду. То есть это первый такой оценочный механизм, который имеет прямую связь с физиологией человека, то есть с влиянием и на регулирование в том числе и на уровне гормональном, и на уровне оперативной реакции. И в этом есть свои плюсы и свои минусы. О минусах мы тоже поговорим.

Забегая немножко вперед, можно сказать, что избыточное количество эмоций в жизни приводит к тому, что человек приходит к эмоциональному выгоранию, потому что эмоции мобилизуют весь организм человека. И в таком тонусе человек не может находиться долгое время. И это как бы с одной стороны плюс, с другой стороны, возможно, минус.

Конечно, эмоции огромную играют роль в коммуникативной функции, потому что считается, что до 7 % информации мы получаем через слова, а остальную информацию - через мимику, жесты, интонацию, через голос. И на мимику, жесты и голос влияет эмоциональная составляющая. И люди, которые обладают способностью отслеживать свои эмоции, регулировать свои эмоции, отслеживать эмоции других (оказывать влияние на эмоциональное состояние других), они более коммуникативны и успешны.

То есть функций множество, достаточно разнообразные. И несмотря на то, что термин "эмоциональный интеллект" пришел к нам с Запада, теория эмоций, я думаю, очень подробно разработана в советской психологии. И Леонтьев, и Рубинштейн этой теме посвятили достаточно значимое количество работ. И оттуда, я думаю, если тема покажется вам интересной, в дальнейшем вполне можно черпать информацию.

Определение эмоционального интеллекта

Мы будем придерживаться определения, которое дали в свое время группа ученых: Сэлавей, Мейер и Карузо, присоединившийся к ним чуть попозже, которое гласит, что эмоциональный интеллект — это способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связь друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления в принятии решений.

Чтобы было более удобно, я использую такое графическое представление. По сути эмоциональный интеллект можно разделить на 4 части. Это осознание себя, осознание эмоций других людей, умение регулировать эмоции собственные. Понятно, что уровень регуляции эмоций не может быть 100%, то есть есть какие-то эмоции, которые возникают помимо нашей воли, и умение, знание, понимание, как эмоции могут оказывать влияние на поведение, на работу других людей. И это не столько чистая манипуляция, как умение воодушевлять, умение развивать людей, умение налаживать контакты с людьми. Для этого надо достаточно хорошо ориентироваться в их эмоциях и уметь их где-то подбадривать, где-то настраивать, где-то даже воздействовать на то, чтобы эти эмоции чуть уменьшились. Это тоже важная задача, о которой мы поговорим чуть попозже.

Мы не будем, как я уже говорила изначально, подробно останавливаться на методологических подходах, потому что подходов несколько, и я привела определение одной группы исследователей. И есть определения более популярные Дэниела Гоулмана, который, собственно, эту тему популяризировал благодаря своей книжке «Эмоциональный интеллект», где детально подробно описал, что это, как с этим работать.

Но внутри исследователей есть и взаимная конкуренция, и по разному понимают они этот термин, но суть остается в том, что знания об эмоциях вполне можно использовать в практической работе, возможно, без такого очень глубокого понимания, как это определяется, чем отличается эмоциональный интеллект от понятия эмоциональная компетентность, разработанная в рамках российской науки. Поэтому наверное этому я не хотела бы глубоко останавливаться.

IQ и EQ по разному влияет на человека

Для нас важно, что IQ и EQ по разному влияет на человека и отвечает за разные сферы в интеллекте. Если для логики важна правда, факты, контракты, то для эмоционального интеллекта важны вера, чувства, контакты. Это то, что определяет даже с одной стороны закон, с другой стороны справедливость.

В этом плане эта табличка, ее можно вполне продолжить, потому что она имеет прямое отношение к тому, как мы выстраиваем взаимодействие с нашим персоналом, с коллегами по работе. У любой компании есть цель, и эта цель логически определена, только эмоции наполняют эту цель смыслом. То есть цель принимается сотрудниками только в том случае, если сотрудники, если руководители подразделений видят в них смысл.

В области управления персоналом в любом случае существуют системы: системы мотивации, системы оценки, системы подбора. И эти системы прописаны, регламентированы или не прописаны и не регламентированы, но в любом случае они существуют на уровне логики. Но важная составляющая этой системы — отношения. То есть в данном случае без отношений, без контактов, без чувства принятия, понимания справедливости этих систем, они действовать не будут.

Читать далее: Часть 3

Друие части: Часть 1 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12

Записывайтесь на предстоящие вебинары Прошедшие HR-вебинары

Интерактивная презентация

Скачать: Презентаци (PDF) Аудио (MP3)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Директор по персоналу» –
практический журнал по управлению человеческими ресурсами

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57623 от 08.04.2014.


  • Мы в соцсетях
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

А кроме того, ваc ждут подарки:
- журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
- подборка самых интересных статей за месяц,
- видеосеминары и презентации по HR вопросам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль