Как самостоятельно разработать кейсы для оценки персонала компании

2698
Какие навыки кандидатов и сотрудников помогут выявить кейсы? Как интерпретировать варианты решений кейса? Какой сюжет можно взять для описания ситуации?

Применение метода кейсов для оценки персонала позволит выявить, как эффективно сможет использовать специалист свои профессиональные и личностные компетенции в реальной ситуации. Кроме того, кейсы дают возможность оценить, сможет ли специалист справиться с задачами, которые до этого ему еще не приходилось решать.

Этот метод оценки поможет компании избежать значительных финансовых и репутационных затрат. Ведь, согласитесь, лучше узнать заранее о склонности потенциального коммерческого директора к неоправданным рискам, и о том, что руководитель отдела рекламы очень креативен, но не способен соизмерять затраты, чем столкнуться с подобными качествами специалиста уже в процессе работы на новой должности. В связи с этим, сотрудники службы персонала должны иметь в своем арсенале необходимые кейсы, разработанные с учетом производственной деятельности компании и особенностей конкретных должностей.

Но кейсы, соответствующие таким требованиям, найти в Интернете довольно сложно, а то и невозможно, поэтому их придется составлять самостоятельно.


Пример

Кейсы для оценки персонала наша компания использует в разных ситуациях, но чаще всего для внутренней аттестации и подбора. Аттестация персонала проводится каждый год, и в рамках этого мероприятия непосредственные руководители обращаются к кейсам, чтобы оценить каждого сотрудника. Кейсы, применяемые в нашей компании, представляют собой реальные актуальные примеры из практики работы, собранные за последнее время. По результатам интерпретации этих кейсов по каждой компетенции формируется итоговая оценка.


Когда речь идет о подборе персонала, кадровая политика компании такова, что приоритет отдается внутренним кандидатам, особенно в тех случаях, когда это касается управленческих позиций. В этих ситуациях конкурс на замещение вакантной должности обязательно проводится с использованием кейсов. Каждый соискатель выполняет задание, в котором он должен продемонстрировать, насколько хорошо он знаком с бизнесом организации, а также свои управленческие навыки и компетенции.

Учимся самостоятельно составлять кейсы

Процесс составления кейса можно разбить на несколько шагов:

Шаг 1. Выберите требуемые для данной должности компетенции, которые нужно оценить – определите, что необходимо проверить (навыки, компетенции, личностные качества).

Шаг 2. Обрисуйте ситуацию кейса, укажите о какой компании пойдет речь, какова специфика ее производственной деятельности, кратко охарактеризуйте действующих в ситуации лиц.

Шаг 3. Опишите, из чего возникла проблема или зародился конфликт.

Шаг 4. Сформулируйте, в чем именно заключается проблема или конфликт.

Шаг 5. Сформируйте задание: поставьте вопросы, на которые испытуемый должен дать ответы, чтобы решить данный кейс.

При самостоятельном составлении кейсов часто возникают типичные вопросы, ответы на них мы дадим ниже.


Оценка персонала: как лучше проводить и для чего это нужно


Где взять подходящие сюжеты для кейсов?

Во-первых, поговорите с линейными руководителями, узнайте у них, с какими проблемами они чаще всего сталкиваются в работе, какие сложные ситуации встречались в их практической деятельности. Во-вторых, необходимую информацию можно почерпнуть из статей, опубликованных в СМИ, на специализированных сайтах часто рассказывается о проблемных ситуациях в компаниях и т. п. В-третьих, интересные вопросы с вариантами решений можно найти на профессиональных форумах, посетители которых, как правило, описывают реальные рабочие ситуациях. Вот вам и готовые сюжеты.

Что необходимо учесть при разработке кейсов?

Составляя кейс, учитывайте, что его сюжет должен соответствовать реалиям работы, а уровень принимаемых решений – уровню позиции. Ситуация, которую описывает кейс, должна предоставить возможность испытуемому проявить свои личностные и профессиональные компетенции в максимальной степени.


Узнайте подробнее какой должна быть структура кейса в статье


Кроме этого, все, что происходит в сюжете кейса, должно быть описано в одном времени – настоящем или прошедшем. Когда требуется, чтобы кандидат почувствовал себя участником событий, описываемых в кейсе, фабулу нужно составить в настоящем времени, чтобы создался эффект присутствия. Например: «Вы руководите отделом. Сотрудник обращается к вам с просьбой о переводе в другое подразделение…». В тех случаях, когда испытуемый должен решить задачу от лица одного из героев сюжета, события нужно описывать в прошедшем времени. В таких ситуациях об участниках сюжета лучше писать с указанием их имен. Например: «Константин руководил отделом и атмосфера в коллективе была дружеская, не было ни интриг, ни конфликтов. Но когда в отделе появился Юрий, атмосфера заметно ухудшилась».

Пример

Кейсы применяются для оценки конкретных навыков. Поэтому перед тем, как начать их составление, необходимо определиться с тем, какие именно управленческие компетенции будут оцениваться. Предположим ситуацию, в которой секретарь-референт переводится на должность руководителя секретариата. Теперь его обязанностью является руководство другими секретарями, чего ранее не было. Вам нужно будет оценить, способен ли данный сотрудник принимать управленческие решения, нести ответственность за них, сможет ли руководить сотрудниками, которые раньше были его коллегами, заставит ли он их соблюдать субординацию. Сделать это можно при помощи простого кейса.

Секретарь ходит на работу в мини-юбке и с ярким макияжем. Ее дрес-код явно не соответствует принятому в компании. Каковы будут ваши действия? К желаемым относятся такие варианты ответов: «Попрошу ознакомиться с дресс-кодом, принятым в компании», «Скажу ей об этом», «Сделаю устное замечание». Получив один из этих ответов, задайте следующий вопрос: «Как вы поступите, если никакой реакции на ваше замечание не последует?». К желаемым относятся такие варианты ответов: «буду вынужден сделать дисциплинарное взыскание», «Сделаю замечание еще раз». Неприемлем ответ: «Обращусь к вышестоящему руководству», он может свидетельствовать о том, что у кандидата на должность отсутствуют требуемые коммуникативные и управленческие навыки.

Как объективно оценить разработанный кейс?

Как самостоятельно разработать кейсы для оценки персоналаВ таких случаях субъективной оценки на уровне «нравится – не нравится» недостаточно. Чтобы объективно оценить кейс, соблюдайте несколько простых правил. Во-первых, критерии оценки определите заранее. Во-вторых, определитесь с приоритетами и с тем, какие компетенции необходимо выявить в обязательном порядке, а какие будут иметь второстепенное значение. И наконец, в-третьих, обратите внимание на то, чтобы решение соответствовало сформулированным вопросам, было оригинальным и обоснованным, а также имело альтернативные варианты.

Пример

Для оценки коммуникативных навыков мы используем такой кейс. Даем соискателю информацию о компании Х, распечатанную на одном листе стандартного формата А4. Особенность текста такова, что сведения в нем изложены нелогично, информация не структурирована (например, сведения, касающиеся перечисления ценностей компании, разбросаны по разным абзацам). В тексте отсутствуют причинно-следственные связи и содержится много речевых ошибок, преобладают обороты и слова, не соответствующие смыслу (например, вместо слова акцепт – акцент и т. д.). Задачей сотрудника является изучение представленной информацию о компании X за 10 минут. Он должен выделить основные моменты и провести устную презентацию, представив своего собеседника в роли соискателя на вакансию.


Разрабатываем кейс шаг за шагом


Кейс помогает оценить умение человека четко, логично и структурированно излагать информацию, говорить грамотно и выразительно. А когда для роли кандидата, которому делается презентация, привлекается третье лицо (например, работник смежного отдела), не имеющее никакой информации о данном задании, ответы на вопросы о понимании им услышанного позволят с большей степенью объективности судить о коммуникативных навыках претендента.

Кейсы для оценки управленческих навыков

На примере данного кейса вы сможете оценить умение руководителя распределять обязанности и делегировать полномочия, организовывать работу и его способность рационально использовать свое рабочее время.

Кейс «Спасибо, я справлюсь сама…»

Фабула

Начальник отдела продаж ушла в декрет. На это место была назначена Ирина Ц. В круг ее обязанностей, помимо прочего, входила проверка отчетов сотрудников отдела и ежемесячное составление ведомости на выплату премии. Ирина характеризовалась как очень ответственный и скрупулезный человек. Поэтому все отчеты, которые подавали сотрудники отдела, она сама проверяла очень тщательно.


Рекомендуем почитать: Кейсы для оценки руководителей


Она делала это в любом случае, даже зная, что некоторые сотрудники ответственно относятся к составлению документов и ошибок не совершают. Конечно, такие проверки отнимали много времени, Ирина не успевала в рабочее время выполнять другие обязанности, поэтому ей часто приходилось задерживаться допоздна. Когда ведущий специалист предложил ей помочь и ему на проверку хотя бы часть отчетов, Ирина ответила отказом. В результате были случаи, когда ведомость на премию она не успевала составить, что вызвало недовольство сотрудников отдела.

Задание

Нужно ли так скрупулезно проверять отчеты сотрудников? Как нужно было правильно Ирине организовать работу в отделе?

Как интерпретировать ответы на кейс «Спасибо, я справлюсь сама…»

Ответы

Как можно интерпретировать

Говорит, что руководитель несет ответственность и не может доверить проверку работы подчиненных никому. Сотрудники должны раньше сдавать свои отчеты, чтобы Ирина успевала их проверить вовремя

Этот вариант ответа демонстрирует, что соискатель верно определяет обязанность руководителя проверять работу сотрудников, но при этом не умеет доверять коллегам и делегировать полномочия, считая, что только он может проверить отчеты. Он не принимает во внимание, что торопясь сделать отчеты, сотрудники будут ошибаться, что только увеличит время проверки. Вывод – кандидат ориентирован на процесс, а не на результат

Считает, что Ирина не справляется с должностными обязанностями. Ее нужно снять, поскольку она подводить своих подчиненных, которые из-за нее не получают премию

Ответ показывает, что человек, не анализируя, сразу предлагает кардинальные меры, хотя ситуация может быть исправлена путем логичных и последовательных действий. Объективно, у Ирины проблемы только с организацией своего рабочего времени, а это не повод для увольнения

Отвечает, что работу подчиненных так или иначе нужно контролировать, но не стоит впадать в крайности. Ирине необходимо научиться доверять подчиненным и делегировать часть своих полномочий, тем более, что сотрудники предлагают свою помощь

Ответ демонстрирует адекватную оценку ситуации и необходимости контролировать деятельность подчиненных. Этот человек склонен делегировать полномочия с целью оптимизации своего рабочего времени и доверят своим подчиненным

Как оценить коммуникативные навыки

Ниже дан пример кейса, который можно использовать для оценки навыка взаимодействия в коллективе, умения бесконфликтной коммуникации и обсуждения возникающих проблем.

Кейс «Надоедливый новичок»

Фабула

В службу по персоналу пришла новая сотрудница Елена С. Руководитель службы представил ее коллегам, познакомил с ними, показал рабочее место и объяснил, где можно взять образцы документов, дал задание на неделю. Немного позже Елена обратилась за помощью к сотруднице отдела Инне Щ., чтобы еще раз уточнить кое-какие нюансы. Инна помогла ей и подробно ответила на все вопросы.

Вебинар 12 апреля "Создание и развитие успешной команды в сложных экономических условиях"

Вопросы, которые будут рассмотрены в рамках вебинара:

  1. Практики командообразования серьёзно меняются в последние 2-3 года. Создание и управление командами в компаниях становятся более нацеленными на увеличение эффективности, практикоориентированными, совмещенными с проектами компании. На мероприятии мы обсудим новые принципы работы с командами, такие, как: динамическая оценка, событийное научение, взаимные тренировки, метод маленьких глотков, вовлеченность в обучение, self-коучинг и сквозное командообразование

Зарегистрироваться на мероприятие >>>

Через некоторое время Елена опять задала вопрос о том, о чем Инна уже рассказала. Инна вновь спокойно и подробно повторила сказанное, еще раз показала, где находятся нужные документы. Такие просьбы о помощи вошли у Елены в привычку и она стала дергать Инну по каждому пустяку. Инна, не выдержав, нагрубила новой коллеге, а та обратилась к руководителю с жалобой на то, что ей не помогают в адаптации.

Задание

Как должен действовать в этой ситуации руководитель? Как должна была поступить Инна, когда Елена стала приставать к ней с постоянными вопросами?

Интерпретация ответов на кейс «Надоедливый новичок»

Ответы

Как можно интерпретировать

Ставит Инне в вину грубость и отсутствие выдержки. Необходимо войти в положение новичка и помочь Елене в адаптации. Считает, что руководитель должен отчитать Инну за такое поведение, поскольку оно не способствует дружеской атмосфере в коллективе.

Человек смотрит на ситуацию только с одной стороны, не ищет компромиссов и категоричен в суждениях, не учитывая, что Инна сделала все возможное и вынуждена отрываться от своей основной работы

Говорит, что Инна не виновата и на ее месте он поступил бы точно также. Виновата Елена, которая не понимает своих обязанностей. Думает, что необходимо еще раз оценить ее компетенции, может быть взяли не того человека. Если это так, с Еленой нужно расстаться.

Ответ говорит о том, что человек анализирует поступок с разных сторон, но при этом тоже склонен к принятию одностороннего решения. Но решения принимает не импульсивно - сначала пытается разобраться в ситуации

Считает, что руководителю нужно побеседовать с Инной и выяснить, что произошло на самом деле. Попросить ее быть терпимее. А также поговорить с Еленой, чтобы выяснить, что ей непонятно. Думает, что Елене необходимо назначить наставника, чтобы он ввел ее в курс дела

Ответ показывает, что человек способен проанализировать ситуацию с разных сторон. Он хочет найти точки сближения двух сторон, пытается сгладить конфликт и спокойно обсудить ситуацию. Не принимая ничьей стороны, он умеет соблюдать нейтралитет

Как оценить личностные качества

Этот вариант кейса поможет оценить, нацелен ли сотрудник на карьерный рост, насколько он готов выполнять более сложную работу, если того потребуют обстоятельства, может ли он брать на себя ответственность и насколько он исполнителен.

Кейс «Заслужите повышение»

Фабула

Мария К. проработала в отделе маркетинга несколько лет. В последнее время она поняла, что готова выполнять более сложную работу. Она, чувствуя неудовлетворенность текущим положением дел, обратилась к руководителю с просьбой расширить круг ее обязанностей и повысить в должности. Руководитель предложил ей временно, в течение трех месяцев, исполнять не только свои текущие обязанности, но и обязанности ведущего специалиста. При этом заработная плата Марии оставалась на том же уровне, но по результатам работы ей была обещана премия. Руководитель сказал, что решение о повышении примет по истечении трехмесячного срока.

Задание

Как вы можете оценить предложение руководителя. Какие условия вы бы скорректировали на месте Марии?

Как интерпретировать ответы на кейс «Заслужите повышение»

Ответы

Как интерпретировать

Выражает категорическое несогласие с решением руководителя. Считает, что дополнительные обязанности следует выполнять только после приказа о переводе на новую должность

Ответ может свидетельствовать о неготовности человека брать на себя дополнительную ответственность. Должности его интересует в большей степени, чем сама работа. Он не доверяет решениям руководителя

Думает, что руководитель принял верное решение, но считает, что Марии необходимо уточнить критерии оценки результата ее работы, чтобы иметь точное представление о том, к чему стремиться. Также необходимо уточнить сроки и размер премии, если результат будет положительным

Ответ показывает, что работник готов принять на себя ответственность, его интерес к профессиональному развитию выше, чем потребность занять более высокую должность. Он реально оценивает свои силы и стоящие перед ним задачи. Такой человек способен работать самостоятельно

Поддерживает решение начальника полностью. Считает, что Марии дан хороший шанс проявить себя, а ради этого можно поработать и без премиальных

Этот ответ можно интерпретировать двояко. Он или очень похож на социально-желательный, то есть человек не раскрывает своего истинного отношения к ситуации, или же соискатель просто не представляет себя в похожей ситуации. Помимо этого, такой вариант ответа может свидетельствовать о том, что человек на словах готов подчиниться руководителю, но в действительности будет противодействовать

Следующий кейс поможет оценить такие личностные качества, как честность, финансовая порядочность, отсутствие склонности к личному обогащению за счет откатов.

Кейс «Личное вознаграждение»

Ситуация

Анна является руководителем секретариата крупного холдинга. В число ее обязанностей входит поиск поставщиков для обеспечения жизнедеятельности офиса. Прежний поставщик канцелярских товаров не устраивал руководство компании, и Анне было поручено найти оптимальную замену.


У кандидата есть нужные навыки. А как он их применяет? Чтобы понять, проведите оценку с помощью кейсов


После изучения потребностей подразделений, Анна утвердила бюджет. Основываясь на этих данных, она выбрала две компании – «С…» и «Ш..». Ассортимент и цены у них были сопоставимы. Но компания «С…» предложила Анне личное вознаграждение и в результате предпочтение было отдано этой компании. Получив первую поставку и раздав канцтовары по подразделениям, Анна провела опрос, показавший, что качество продукции всех устроило. Через несколько месяцев заказ был повторен, но в этот раз качество товара оказалось значительно ниже. Сотрудники были недовольны, и это стало известно руководителю. Анна получила замечание, и ее попросили сменить поставщика. Она оказалась в сложной ситуации, поскольку уже получила вознаграждение и за третий заказ.

Задание

Оцените действия Анны. Как ей лучше поступить в сложившейся ситуации?

Как могут быть интерпретированы ответы на кейс «Личное вознаграждение»

Вариант ответа

Интерпретация

Думает, что ничего предрассудительного Анна не сделала, поскольку откаты от поставок в порядке вещей. Это один из способов получения дополнительного заработка. Чтобы таких ситуаций избежать, надо платить сотрудникам конкурентную зарплату. Предлагает Анне возвратить сумму, взятую за третий заказ, и сменить поставщика

Такой вариант ответа может свидетельствовать об отсутствии у человека финансовой порядочности, о том, что если представится случай, он может поступить так же, как героиня предложенной ситуации. Он даже не делает попыток осудить действия Анны, наоборот, поддерживая ее и предлагая способы, как ей выйти сухой из воды

Не приемлет действия Анны, считает, что ей следует все рассказать руководителю и вернуть сумму, взятую у поставщика. Говорит, что начальнику нужно тщательнее подбирать персонал на такие должности и не доверять Анне выбор поставщиков

Этот вариант ответа в большей степени напоминает социально-желаемый. Но, в то же время, возможно, что качество «честность» преобладает в характере человека и есть опасность, что он постоянно будет жаловаться руководителю, если, по его мнению, кто-то поступает нечестно

Считает – реальность такова, что такие случаи нередки. И Анна, если уж она хотела получить свое вознаграждение, должна была подумать о последствиях, что будет, если об этом станет известно. Стоило ли рисковать хорошей должностью и доверием руководителя, чтобы впоследствии получить плохие рекомендации

Ответ свидетельствует о том, что человек считает ситуацию типичной, вполне возможно, и он мог также поступить. Но при этом он ценит доверие руководителя и не хочет рисковать работой, чтобы получить откат. Хорошие рекомендации для него важны и его заботит репутация, что скажут о нем люди

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Тест-опросник на стрессоустойчивость Холмса и Рея.pdf
Доступно только подписчикам
  • Кейсы по методике DISC.pdf


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Директор по персоналу» –
практический журнал по управлению человеческими ресурсами

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57623 от 08.04.2014.


  • Мы в соцсетях
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

А кроме того, ваc ждут подарки:
- журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
- подборка самых интересных статей за месяц,
- видеосеминары и презентации по HR вопросам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль