Эмоциональный интеллект: выгода работодателя от внедрения программ

524
Компетенции эмоционального интеллекта кажутся чем-то эфемерным, поскольку, на первый взгляд, такие навыки невозможно измерить. В чем же преимущества компаний, которые внедряют HR-программы по развитию эмоционального интеллекта? Ответ – в материале эксперта на HR-director.ru.

Из материала вы узнаете:

  • Что такое эмоциональный интеллект;
  • Что подразумевают под компетенциями эмоционального интеллекта;
  • Как внедрить HR-программы на основе концепции компетенций эмоционального интеллекта;
  • В чем преимущества концепции компетенций эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект: выгода работодателя от внедрения программЕкатерина Стрижова, кандидат психологических наук, доцент НИУ ВШЭ, генеральный директор Международного центра КТК

Эмоциональный интеллект: понятие

Научная концепция эмоционального интеллекта разработана в начале 90-х годов специалистами Йельского университета и университета Нью Гемпшир и получила название в соответствии с фамилиями создателей – теория Дж. Майер, П. Саловей, Д.Карузо (J.Mayer, P. Salovey, D. Caruso).

Эмоциональный интеллект включает 4 ветви:

  • идентификация эмоций,
  • понимание эмоций,
  • управление эмоциями,
  • использование эмоций.

Развитие эмоционального интеллекта - основа для развития тех важных в бизнесе и профессиональной деятельности компетенций, о которых пойдет речь дальше.

Что такое компетенции эмоционального интеллекта

Под компетенциями эмоционального интеллекта принято подразумевать личностные характеристики, связанные с эмоциональным интеллектом, способствующие более эффективному выполнению поставленных задач при прочих равных условиях (аналогичных факторах внешней среды или сопоставимых индивидуальных характеристиках, не относящихся к компетенциям эмоционального интеллекта (например, IQ или скорость реакции). Подобные факторы ранее использовались в HR-практике несистемно, а теперь объединены в систему оценки.

Существует несколько групп компетенций эмоционального интеллекта:

  • достижений (инициативность, мотивация достижения, ориентация на эффективность),
  • принадлежности к группе (эмпатия, командная работа и сотрудничество, клиентоориентированность),
  • власти (харизма, влияние и воздействие, эффективная коммуникация и другие),
  • управления (командное лидерство, директивность, управление группой),
  • личной эффективности (самоконтроль, гибкость, адаптивность, уверенность в себе).

В то же время остается открытым вопрос о возможности отнесения к компетенциям эмоционального интеллекта когнитивных способностей, например: аналитического мышления и применения технологий.


Эмоциональный интеллект: как использовать в HR-работе. Замечать и правильно толковать эмоции. Создавать позитив


Как внедрить HR-программы на основе концепции компетенций эмоционального интеллекта

Использование HR-программ, основанных на концепции компетенций эмоционального интеллекта, предполагает два ключевых направления:Эмоциональный интеллект: выгода работодателя от внедрения программ

  • Внедрение оценки компетенций эмоционального интеллекта в рекрутинговой практике,
  • Оценка и развитие соответствующих навыков персонала компаний.

Применение оценки компетенций эмоционального интеллекта в рекрутинговой практике сводится к найму персонала, наилучшим образом соответствующего должности или типу работ с точки зрения оптимального для компании и позиции набора компетенций.

Рекрутеру нужно определить ключевые компетенции эмоционального интеллекта для замещаемой позиции. Так, например, базовыми КЭИ для специалиста в сфере продаж могут быть мотивация достижения, эмпатия, построение и поддержание взаимоотношений. Универсального набора основных компетенций эмоционального интеллекта не существует. Определение базисных компетенций эмоционального интеллекта должно опираться не только на специфику выполняемой работы, но и на особенности компании, ее корпоративной культуры, внутреннего климата, внешних обстоятельств и иные факторы.

После того как базовые компетенции определены, для их оценки у соискателя можно применить поведенческие и кейс-интервью или специализированные тесты, направленные не только на определение общего уровня эмоционального интеллекта (например, тест «Эмоциональный интеллект» MSCEIT), но и на диагностику отдельных компетенций, важных для замещаемой должности.


Чтобы руководители понимали подчиненных, умело влияли на них. Развивайте у управленцев социальный интеллект. Как именно?


От чего зависит успех внедрения программ развития компетенций эмоционального интеллекта

Для успешного внедрения программ развития компетенций эмоционального интеллекта обязательным условием является правильное определение целевой аудитории воздействия внутри компании. Чтобы получить большую отдачу (увеличение KPI), стоит обратить внимание на группы, лучше других реагирующие на обучение компетенциям эмоционального интеллекта:

  • менеджеров высшего звена,
  • ключевые команды,
  • специалистов сферы продаж и сопровождения клиентов,
  • специалистов по обучению и развитию персонала.

В этих когортах сотрудников роста показателей эффективности удается добиться за счет большей слаженности командной работы, эмпатии и сотрудничества.

Также при выборе аудитории для обучения зачастую оправдывают себя подходы поиска «слабого звена» или «потенциальной возможности» в зависимости от актуальных проблем и стратегии развития компании. Кроме того, как и в случае с наймом персонала, особое внимание следует уделять определению базисных компетенций эмоционального интеллекта для каждой группы сотрудников в рамках выбранной целевой аудитории.

Вебинар 21 декабря "Как управлять эффективностью персонала: цели, планирование, модели поведения, оценка"

Вопросы, которые будут рассмотрены в рамках вебинара:

  1. Командные и индивидуальные цели. Оценка выполнения поставленных целей
  2. Система поведенческих моделей в организации. Оценка соответствия моделям
  3. Согласование целей и плана развития, совместное закрепление ответственности
  4. Калибровка и оценка эффективности сотрудников
  5. Использование системы планирования эффективностью для планирования карьеры
  6. Внедрение системы управления эффективностью

Зарегистрироваться на мероприятие >>>

В чем преимущества внедрения программ повышения эмоционального интеллекта сотрудников

Исследования, проводимые в компаниях, активно использующих отбор персонала на основе компетенций, указывают на существенное снижение текучки кадров. Как следствие, уменьшаются расходы на оплату сторонних рекрутеров и внутренних менеджеров по персоналу (в связи с потенциальной возможностью сокращения штата по HR-направлению), а также непосредственные траты на обучение новых сотрудников. Кроме того, в «стоимость» текучки следует включать недополученные доходы, связанные с простоем во время поиска и отбора кандидатов на замещаемую должность («упущенные продажи») и со снижением продуктивности и результативности работы в период адаптации и обучения нового персонала.

Удачным примером экономической выгоды от внедрения системы отбора персонала, основанной на компетенциях эмоционального интеллекта, может служить опыт компании ПепсиКо, где уменьшение «текучки» топовых позиций на 87% позволило сэкономить $ 5,4 млн.

Не менее результативными с точки зрения увеличения прибылей и снижения расходов компаний оказываются и HR-программы, базирующиеся на развитии эмоционального интеллекта и отдельных ключевых компетенций у действующего персонала компаний.

Как правило, такие программы включают в себя комплекс мероприятий по оценке уровня эмоционального интеллекта персонала, составление индивидуальных профилей и программ развития, тренинги и коучинг (групповые и индивидуальные) как эмоционального интеллекта в целом, так и отдельных его компетенций для разных категорий сотрудников. После завершения обучающей части программ стоит отслеживать сотрудников, прошедших обучение, обсуждать прогресс достижения поставленных целей. Финальным шагом является оценка изменений в компетенциях обученных сотрудников и интерпретация полученного результата.


Гендиректор то подавлен и молчалив, то резок и груб. Научите его управлять эмоциями – помогите развить EQ


Пример внедрения программы развития эмоционального интеллекта в компании промышленного надзора «Incon»

В организации 400 менеджеров и филиалы в 56 странах. Именно они и стали целевой аудиторией обучающей программы. Базисными компетенциями для менеджеров филиалов были выбраны достижение, инициатива, командная работа и командное лидерство.

Экспериментируя с новым инструментом, руководство решило обучить 28 американских менеджеров филиалов по интенсивной программе развития эмоционального интеллекта с последующей поддержкой, наблюдением и коучингом. В рамках семинара управленцы прошли оценку эмоционального интеллекта, получили обратную связь по своим компетенциям и поставили цели по улучшению базисных навыков эмоционального интеллекта.

Результаты тренинга приятно удивили менеджмент: участвовавшие в семинаре менеджеры значительно увеличили продажи и выручку филиалов. Так, среднее увеличение прибыли менеджеров филиалов из обученной группы по отношению к прибыли менеджеров филиалов, не проходивших обучения, через год после проведения тренинга составило $ 57 тыс.в расчете на сотрудника. При этом на обучение каждого менеджера было затрачено $ 8 тыс.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Штатная расстановка (образец).doc
  • Должностная инструкция директора по персоналу (образец).doc
Доступно только подписчикам
  • Личная карточка (образец).doc


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Играют ли ваши сотрудники в рабочее время?

  • Да, иногда ловим айтишников 22.15%
  • Да, сотрудников захватили популярные игры с дополненной реальностью 8.05%
  • Нет, наши сотрудники увлечены работой 42.28%
  • Нет, в компании за это строго наказывают 27.52%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Директор по персоналу» –
практический журнал по управлению человеческими ресурсами

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57623 от 08.04.2014.


  • Мы в соцсетях
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

А кроме того, ваc ждут подарки:
- журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
- подборка самых интересных статей за месяц,
- видеосеминары и презентации по HR вопросам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль