Как научить подчиненных делать презентации и представлять HR-проекты

3159
После долгих дискуссий в компании решили внедрить один из демократичных видов оценки – Apprasle Dialog (оценочное интервью руководителя с подчиненным). Директор по персоналу на совещании HR-службы поручил подчиненным подготовить презентацию и выступить во всех отделах и службах. Что именно отразить в презентациях, тщательно обговорили. Однако руководители подразделений все равно приходили к HR-директору с вопросами, которых, казалось, не должно быть после выступлений HR-менеджеров

Это были элементарные вопросы. Скажем, а ставить ли в начале года сотрудникам не только производственные цели, но и некоторые рубежи в личностном плане, которых надо достичь. Да, конечно! И об этом, по идее, должны были рассказать в презентациях менеджеры по персоналу, выступающие в подразделениях компании. Получается, управленцы не уловили важную информацию об оценочном интервью, а специалисты по управлению персоналом не смогли донести ее в ходе своих выступлений. HR-директор пожалел, что не проверил презентации подчиненных. И поступил так: на очередном совещании предложил своим подчиненным посмотреть одну из презентаций, с которыми они выступали перед работниками компании. Когда посмотрел, огорчился.

 В презентации много подробностей и деталей, с которыми можно столкнуться в процессе оценки. Во всем этом легко утонуть, тем более неподготовленным людям. Все эти подробности им пока непонятны и не близки, так как они еще ни разу не проводили оценку. А то, как надо эту оценку проводить в принципе, в чем ее смысл и польза для компании и сотрудников, представлено очень туманно . HR-директор сделал вывод: его подчиненные не умеют создавать убедительные и понятные презентации. Поэтому придется рассказать об основных правилах, которые надо соблюдать, готовя выступление. Иначе сотрудники компании так и не поймут, в чем ценность оценочного интервью, не воспримут его и будут сопротивляться этой процедуре.

Подчиненные не умеют делать презентации, представлять HR-проекты. Напомните им девять важных правил. Обновите и свои знания

Антон ЕМЕЛЬЯНОВ, генеральный директор и управляющий партнер компании «Натико Солюшнс»

Когда готовлюсь к докладу, исхожу из того, что максимум слайдов – 10–15, на каждый слайд – одна минута

Благодаря такому подходу я не только заранее выстраиваю презентацию так, чтобы уложиться в тайминг мероприятия, но и скомпоновать информацию по слайдам четко, логично и конкретно по теме. Во-первых, если в презентации будет больше 15 слайдов, то выстроить всю информацию в логическую последовательность в разы сложнее. Во-вторых, даже если Вы отрепетируете выступление много раз, не исключено, что все равно в самый ответственный момент Вы забудете, какая мысль/идея содержится на следующем слайде. Поэтому важно комментировать каждый слайд не более минуты. Убедитесь, что за это время Вы успеваете выразить мысль, которая заключена в слайде. Если не успеваете и нужно больше времени, значит, информации на этом слайде слишком много. Чтобы уменьшить ее объем, разместите эту информацию в раздаточном материале для участников

Правило 1. В презентации должны быть ответы на четыре вопроса – «Почему?», «Что?», «Как?», «Что, если…?»

Просите подчиненных проверять, есть ли ответы на эти вопросы, насколько ясны они и понятны для слушателей. Отвечая на вопрос «Почему?», Ваши подчиненные должны раскрыть причины, по которым они действовали определенным образом – так, как рассказывают в своей презентации. Ответ на вопрос «Что?» нужно дать для того, чтобы проверить, обрисованы ли в презентации собственно сами действия или знания, о которых речь. Отвечая на вопрос «Как?», тот, кто готовит презентацию, задумается, обрисовал ли он, как именно он пришел к мысли, что надо действовать определенным образом, как именно он все это делал (или как именно использовал те или иные знания, навыки). Самый интересный вопрос – «Что, если…?» Он заставит автора презентации задуматься, представил ли он альтернативные способы решения проблемы, о которой говорит. Например, рассказал, какие возможные варианты решения у него были, когда он решал, как действовать, и почему отказался от них, намечал ли запасные ходы на случаи, если ситуация будет развиваться не прогнозируемым образом, а как-то иначе. Если выступающий расскажет об этом в презентации, то будет выглядеть более убедительно.

Пример

Директор по персоналу готовил план выступления на тему «Подбираем сотрудников на непрестижные должности». Ему было, о чем рассказать, – за два года он наладил поток кандидатов на те позиции, которые раньше не закрывались месяцами. Весь алгоритм своих действий директор сформулировал в виде списка того, что было сделано:

1. Поняли, где нужно искать потенциальных кандидатов.
2. Наметили два типа кандидатов.
3. Разработали систему квалификационных разрядов.
4. Ввели квалификационный экзамен.
5. Организовали фестиваль на территории компании:
  – определили повод, нашли место;
  – оповестили сотрудников и призвали участвовать;
  – составили списки гостей и разослали пригласительные;
  – организовали банкет;
  – организовали конкурс для детей сотрудников.

6. Ввели наставничество.
7. Изменили формат собеседований:
  – ввели собеседования с непосредственным руководителем;
  – провели обучение руководителей азам собеседования;
  – стали рассказывать соискателям о разрядах и экзамене.

После этого он посмотрел на план и понял, что в нем нет пунктов, в которых было бы указано, почему то или иное действие было сделано, а также отсутствовали альтернативные варианты (ответы на вопрос «Что, если…?»). Директор добавил два пункта, где указал причины действий: «требовались рабочие без вредных привычек, но кандидатов, отвечающих этим требованиям, не удается найти», «не удается повысить производительность компании».

Потом он указал альтернативные варианты:
  – искали специалистов в профильных техникумах и вузах;
  – рассматривали вариант повышения заработной платы;
  – рассказывали соискателям о плюсах непрестижных профессий.

Но все эти альтернативные способы не принесли результата, поэтому они не использовались.

Подчиненные не умеют делать презентации, представлять HR-проекты. Напомните им девять важных правил. Обновите и свои знания

Сергей ПРОФАТИЛОВ, генеральный директор компании GLOBALPAS

Использую метод Smart-Locker System™, чтобы структурировать содержание. На слайде – не более шести строк и 36 слов

На мой взгляд, большинство тех, кто готовит презентации, допускают одну и ту же ошибку – не выстраивают логику суждений, взаимосвязи между фактами. Из-за этого презентация получается перегруженной большим объемом неструктурированной информации. Чтобы избежать этого, я и использую Smart-Locker System™. Суть этого метода сводится к следующему: целое – часть – целое. Иначе говоря, в начале презентации нужно обозначить все разделы или пункты, которые Вы планируете рассмотреть в ходе выступления. Затем последовательно пройтись по ним и в конце подытожить информацию, сделать вывод. Все просто, но это лишь один фактор успеха. Второй заключается в том, что на странице недопустимо использовать больше шести строк и 36 слов. Это оптимальное количество информации, которое способен легко усвоить слушатель

Правило 2. Выбрать правильную форму подачи материала в зависимости от аудитории. Есть четыре вида подачи

Подробно рассказывать, что и как делал тот, кто выступает с презентацией, либо просто обозначить аудитории, что произошло и к какому результату надо было прийти, а о том, какой именно выход был найден, пусть слушатели догадаются сами. Что лучше? Говорить в общем, не вдаваясь в детали, и предполагать, что аудитория думающая, сама дойдет до многих нюансов и тонкостей, либо как раз делать упор на нюансы и сам процесс?

Все зависит от аудитории, ее уровня подготовки к восприятию информации, ее интересов и специфики работы. Исходя из этого, были разработаны четыре вида передачи информации и знаний: смысловой, концептуальный, навыковый, адаптационный (в чем суть каждого вида и в каком случае выбирать тот или иной тип подачи информации, смотрите в схеме 1). Учтите: вовсе не обязательно выбирать один вид и ему следовать. Можно смешивать разные, если Вы уверены, что это необходимо, исходя из особенностей аудитории. Главная задача – сделать презентацию содержательной и получить больше одобрительных отзывов.

Схема 1. Четыре вида подачи информации в презентациях и соответствующие типы аудитории

Пример

На конференции, где обсуждали, как использовать коучинг в бизнесе, выступил генеральный директор крупной консалтинговой компании. Свое выступление он посвятил Джону УИТМОРУ, родоначальнику коучинга. Гендиректор увлеченно рассказывал о том, что УИТМОР раньше был спортсменом и привнес коучинг в бизнес, описывал его спортивные победы. Затем выступающий попросил присутствующих сказать, чем коуч отличается от тренера и наставника. Но постепенно слушатели стали возмущаться: «Мы знаем много об УИТМОРЕ, но когда мы перейдем к сути – коучингу?», «Что Вы нас пытаетесь все время развлечь, а по сути ничего не говорите!» Словом, присутствующие на конференции остались недовольны выступлением гендиректора. Во-первых, он неверно определил тип аудитории и неправильно выбрал вид подачи информации. В зале были в основном директора по персоналу и руководители крупных компаний. Их интересовали конкретные методики коучинга (ответ на вопрос «Что?») и способы, которые работают на практике в других компаниях в других условиях (вопрос «Что, если…?»). Во-вторых, спикер не учел, что слушатели – это управленцы и им свойственно самим принимать решения, а не исполнять другие. Поэтому нужно рассказывать не увлекательные истории про жизнь, а приводить факты и делать упор на контрольные точки процесса коучинга.

Правило 3. Наметить линию сюжета, выстроить факты, действия или блоки в четкую цепочку

Рекомендуйте подчиненным, когда они готовят презентации (а также следуйте сами этому правилу), составить перечень тех фактов, действий или блоков информации, которые будут использованы, и выстроить их в некой логической последовательности, либо в том порядке, в котором обычно действия или факты следуют друг за другом в реальных обстоятельствах. Более значимые события или факты обозначайте цифрами, а менее важные – цветом, либо ранжируйте их с помощью букв.

Затем, когда у Вас все выстроилось в виде цепочки событий, взгляните еще раз на подборку фактов и подумайте, можно ли их подать как некий сюжет – выделить завязку, кульминацию, развязку, рассказать о препятствиях, которые встречались на пути к цели, и о том, как их удалось преодолеть.

Пример

Создавая презентацию о подборе сотрудников на непрестижные должности, Директор по персоналу обдумал, как построить свое выступление, на что делать упор. Так как выступать ему предстоит перед своими коллегами – HR-директорами, то вероятнее подойдет больше навыковый вид подачи информации. Иначе говоря, надо говорить о том, как применялись те или иные методы. Поэтому Директор по персоналу выделил наиболее значимые факты своего будущего выступления и расположил их в виде цепочки, причем каждое звено цепочки было сформулировано так, что отвечало на вопрос «Как?». Глава службы персонала даже обозначил их: «Как 1», «Как 2» и так далее (пример плана выступления, выстроенного в виде цепочки фактов, смотрите на схеме 2 ).

Схема 2. Факты и действия, о которых планируется рассказать, выстроены в логическую цепочку

Правило 4. Используйте приемы сторителлинга, выберите один из семи типов сказочных сюжетов

Есть определенные правила, по которым строится сторителлинг, (в переводе с английского – «рассказывание историй»). Нужно уметь и создать интригу, и вызвать у людей определенные чувства, и заставить сопереживать герою. Есть приемы, позволяющие это сделать. О них мы рассказывали ранее в нашем журнале*. Обозначьте кульминацию рассказа, составьте список действующих лиц и подумайте, в каких обстоятельствах Вы и другие персонажи переживали, нервничали. Опишите все это.

После этого прикиньте, сможете ли Вы привнести в свое повествование во время презентации какой-либо интригующий и увлекательный сюжет. Чтобы помочь себе, рассмотрите семь классических типов сюжетов сказок – «Победа над чудовищем», «Путешествие и возвращение», «Поиск», «Комедия», «Трагедия», «Возрождение», «Из грязи в князи». Их выделил английский журналист и писатель Кристофер БУКЕР после того, как провел целое исследование. Разумеется, Вам не стоит слепо брать и переносить один из семи сюжетов на свою презентацию. Просто примерьте вариант сюжетной канвы (логики повествования) на свой план выступления, подумайте, можно ли использовать какой-либо вид сюжета для себя**.

В центре первого и последнего слайдов разместите яркую фотографию, контрастирующую с фоном

Изображение должно быть привлекательным или оригинальным, чтобы слушатели хотя бы на пару секунд опешили и затаили дыхание. Если этот слайд идет первым в Вашей презентации, то cформулируйте тему выступления или дискуссионный вопрос, который собираетесь обсуждать. Например, поместив фото сумоистов, намеревающихся вступить в схватку, один HR-директор сделал подпись: «Что важнее в сумо – масса или скорость?» Последний кадр оформите по такому же принципу – привлекательное фото и подпись. Это позволит Вам завладеть вниманием слушателей. Данный стиль оформления называют рекламным. Но использовать его часто не рекомендуется. Например, рекламный слайд можно сделать и в середине презентации, если Вы хотите переключить внимание слушателей. Но учтите: Ваши реплики в этом случае должны быть нейтральными.

Правило 5. Привнести немного вымысла. Решите, во что именно

В любом повествовании можно выделить два главных аспекта – собственно ситуацию и окружающую обстановку. Ситуация – это отношения, случайные события, действия и результаты. Словом, то, о чем Вы рассказываете. Окружающая обстановка – это город и люди, компания или семья. Эти два аспекта не зависят друг от друга, но должны обязательно присутствовать в истории.

Задача автора презентации – выбрать, какой из этих двух аспектов будет исключительно реальным, а в какой можно привнести вымысел или что-то такое, что не произошло в реальности в вашей ситуации. Скажем, присовокупить случай из другой истории, либо вставить какой-то отрывок из известного произведения или кинофильма.

Пример

Директор по персоналу, который готовил для HR-конференции презентацию о методах подбора персонала, изучил все семь типов сказочных сюжетов и решил, что ему для презентации больше всего подходит сюжет «Победа над чудовищем». Во-первых, есть угроза для компании – снижение производительности, а также риск, что доля компании на рынке заметно сократится, если не изменить ситуацию. Во-вторых, план реальных действий похож на тот, который предполагается при этом сюжете, – «Призыв», «Первоначальный успех», «Противостояние», «Последнее событие», «Чудесное спасение».

Теперь нужно определить, что будет правдой, а что – вымыслом. Информацию об участниках проекта, о котором глава службы персонала планирует рассказать в ходе презентации, скрывать нет смысла. Поэтому лучше их всех назвать. А вот некоторые нюансы стоит обострить, чтобы показать, как сложно было преодолевать препятствия, другие – напротив, слегка приукрасить или смягчить.

Кроме того, Директор по персоналу снабдил презентацию так называемыми случайными событиями, не связанными напрямую с проектом, но имеющими что-то общее с ним. Нередко такие события заимствуются из других источников. Например, в СМИ пишут, что в Великобритании трубочист получает примерно 10 000 фунтов стерлингов ежемесячно. Это больше, чем рядовой менеджер в офисе, так называемый белый воротничок. Этот факт HR указал в начале выступления. Потом он вспомнил смешную байку: руководитель решил, что сотрудник – лентяй, когда тот спросил: «А в столовой дают только один стакан компота на обед?» (обед оплачивался компанией). Управленец подумал, что раз соискатель интересуется этим вопросом, значит, работа для него неважна. И отказал ему в работе. Все эти факты относятся к разряду вымысла. Какой план презентации в итоге составил HR-директор, смотрите в схеме 3.

Схема 3. План презентации и выступления в соответствии с типовым сюжетом

Правило 6. Дизайн презентации соответствует тому типу сюжета, который выбрали

Речь снова о тех семи типах сказочных сюжетов, которые разработаны Кристофером БУКЕРОМ и из которых автор презентации выбирает тот, который подойдет ему. Каждому типу сюжета соответствует свое оформление, свой дизайн. В чем именно особенность дизайна каждого типа, смотрите в таблице с характеристикой каждого сюжета на нашем сайте www.HR-director.ru/files и в электронном журнале на e.HR-director.ru.

Пример

HR-директор выбрал тип сюжета «Поиск». В презентации он расскажет о том, что у него была цель, и он не мог довольствоваться своим существованием и работой до тех пор, пока не достиг этой цели. Он опишет, как использовал помощников, какие ресурсы привлекал, чтобы преодолеть все препятствия (как в фильмах «В поисках утраченного ковчега», «Властелин колец»). Для презентации, построенной в таком ключе, следуя рекомендациям автора-разработчика семи типов сказочных сюжетов, глава службы персонала использовал, к примеру, изображения сломанного моста, чтобы передать чувство разочарования и грусти от невозможности быстро достичь желаемого. Но когда стал описывать, что все же достиг цели, в качестве фона поставил пейзажи, на которых есть горы, реки, холмы.

PowerPoint организован по принципу «шведского стола». Берите не более двух «блюд»!

Не секрет, что в этой программе так много возможностей, что глаза разбегаются, когда Вы выбираете тот или иной элемент оформления. По сути, это разнообразие и называется шведским столом, а каждый визуальный эффект – это блюдо, которое Вам хочется попробовать. Но, как правило, мы одновременно употребляем не более двух блюд (скажем, салат и горячее). И на одном слайде нельзя использовать более двух эффектов. А лучше брать и вовсе один, но самодостаточный элемент SmartArt, который находится в меню программы в группе «Вставка». Если Вы будете придерживаться такого принципа, Вы снабдите ее тем количеством эффектов, которые слушатели «съедят с аппетитом».

Правило 7. Заменить часть текста графикой, но не перебарщивать и не создавать графического «мусора»

Эффект графического «мусора» возникает, если в презентации слишком много ярких фото, графики, шрифтов. Он возникает по одной простой причине – спикер, не зная, как увлечь аудиторию, помещает на слайды много ненужных визуальных эффектов. Но это не помогает. А наоборот, из-за того, что слайды в буквальном смысле пестрят разными элементами, люди отвлекаются и не слушают спикера. Поэтому действуйте, исходя из целесообразности, и не стремитесь снабдить презентацию большим количеством графических элементов. Но и другая крайность, когда в презентации один текст и нет никаких изображений и схем, тоже неприемлема. Чтобы сделать слайды более выразительными, замените часть текста графическими кодировками. Так дизайнеры называют элементы инфографики, диаграммы, схемы, фото, маркированные списки. Словом, разные графические элементы.

Подчиненные не умеют делать презентации, представлять HR-проекты. Напомните им девять важных правил. Обновите и свои знания

Ирина ЛИПКО, руководитель управления персоналом компании «Башбетон»

Исхожу из правила: на слайде не более 2–3 предложений. Чтобы сократить количество текста, создаю диаграммы, использую инфографику

На мой взгляд, все мелкие детали и несущественные факты, которые Вы хотите осветить, нужно помещать в раздаточный материал. Файл с таким материалом комплектуйте сразу же – в то же время, когда готовите презентацию. На слайдах располагайте только главные тезисы, оформляйте их крупным шрифтом. Чтобы разнообразить материал, используйте элементы инфографики. Она уместна, если Вы хотите изложить какую-то историю, показать алгоритм работы, продемонстрировать тенденцию или соотношение предметов/фактов. Способов изобразить это в Power Point достаточно – стандартные фигуры и объекты SmartArt. Если же слайд (или презентация) перенасыщен инфографикой, замените часть из них диаграммами. Но помните: столбиков или долей должно быть примерно 5±2. Тогда слушатели усвоят эту информацию

Какие визуальные средства уместно и разумно использовать в презентациях

Вставляя их в слайды, Вы добьетесь того, что презентация будет выглядеть более эффектно:

  • маркированный список: факты/события не перечисляются через запятую, а каждый факт дается с новой строки и с маркером;
  • фотографии: слайд с фото, показывающим эмоции, событие, происшествие или место работы, предшествует слайду, в котором описывается то, что на фото;
  • визуальные зацепки – любой графический элемент, который повторяется, чтобы напомнить суть проблемы или какое-то решение;
  • трехмерное изображение показывает сложность процесса, а также делает кадр более ярким (см. рисунки 1, 2);
  • имитация движения: создается с помощью стрелок, линий, изменения цвета фона или ячейки таблицы (см. рис. 3);
  • карикатуры, иллюстрации, векторные рисунки способствуют тому, что информацию лучше запомнят;
  • цвета макета: светлый цвет – для фона, яркий оттенок и темный – для текста и графики. Достаточно! Зрелым людям неприятно обилие кричащих цветов.

Подчиненные не умеют делать презентации, представлять HR-проекты. Напомните им девять важных правил. Обновите и свои знания
Рисунок 1. Использование трехмерного эффекта «Рельеф» для таблиц

Подчиненные не умеют делать презентации, представлять HR-проекты. Напомните им девять важных правил. Обновите и свои знания
Рисунок 2. Трехмерный вариант маркированного списка в меню опции SmartArt

Подчиненные не умеют делать презентации, представлять HR-проекты. Напомните им девять важных правил. Обновите и свои знания
Рисунок 3. Перспектива карьерного роста передается с помощью изображения лестницы

Правило 8. Использовать для текста шрифт без засечек

В шрифтах с засечками ширина букв различается, и это вносит ощущение некоторой неупорядоченности. В шрифтах без засечек, напротив, все линии букв одинаковой ширины. Благодаря этому они выглядят более выразительно и легче воспринимаются с большого расстояния. Берите один или два шрифта без засечек, например, Impact, Helvetica или Arial. Когда набираете заголовки, устанавливайте размер шрифта – 30, для остального текста (списков, тезисов, таблиц) – 20 или 18. Будет лучше (и стильнее), если все заголовки в презентации Вы будете набирать одним и тем же шрифтом. А чтобы правильно расставить акценты, вводите такие эффекты:

– изменяйте стиль шрифта (полужирный, курсив, обычный);
– изменяйте интервал как между буквами, так и между строками;
– изменяйте цвет букв: более значимые заголовки выделяйте теплым тоном, менее важные – холодным или темным оттенком.

Подчиненные не умеют делать презентации, представлять HR-проекты. Напомните им девять важных правил. Обновите и свои знания
Рисунок 4. Слайд не перегружен и не пуст, а использовано всего три цвета, изменяется размер и интервал шрифта

Подчиненные не умеют делать презентации, представлять HR-проекты. Напомните им девять важных правил. Обновите и свои знания

Светлана СЛОБОДЯНЮК, директор департамента персонала Донецкого футбольного клуба «Шахтер»

Проверяю текст на читабельность – размеры шрифтов, узнаваемость аббревиатур, контраст между текстом и фоном

Всего пять пунктов. Во-первых, убеждаюсь, что использовала в презентации шрифты без засечек (Arial, Tahoma). Попутно считаю, сколько размеров каждого шрифта я использовала. Допустимо не более трех. Во-вторых, обращаю внимание на фразы, написанные прописными буквами. Если слов в такой фразе более двух, то заменяю большие буквы на маленькие. В-третьих, убеждаюсь, что использованные аббревиатуры понятны. Спрашиваю двух-трех коллег, знают ли они эти сокращения. Если не знают, заменяю аббревиатуру. Затем убеждаюсь, что вместо слов типа «доллар», «процент» использованы символы – $, %. И наконец просматриваю, достаточно ли контрастны текст и фон

Правило 9. Добавлять, если уместно, музыку или видео

Спокойную музыку можно дать, когда в презентации идут хроника событий или панорамные снимки. Эта информация, как правило, не нуждается в комментариях. Пусть слушатели сами ознакомятся с ней под музыку. Короткий звук или непродолжительное видео ставьте в тот момент, когда планируете резко сменить подтему изложения или хотите сделать акцент перед новой порцией информации, рассказать об опыте. Помните – хорошее видео способно заменить целый блок текста и ряд фотографий. А вставить эти элементы в презентацию несложно***.

Итак, черновой вариант презентации готов. Протестируйте его на слушателях или коллегах. Спросите их:

  – достаточно ли убедительно выглядят факты;
  – очевидны ли все взаимосвязи, которые есть в презентации;
  – ясно ли, что нужно делать (или ясно ли решение, к которому пришли).

Если ошибок не выявили, готовьтесь к выступлению.

*Как рассказывать яркие истории и использовать их для мотивации персонала, читайте в № 8, 2012 и в электронном журнале на e.HR-director.ru
**Семь типов сказочных сюжетов и описание каждого смотрите в таблице на нашем сайте www.HR-director.ru/files и в электронном журнале на e.HR-director.ru
***О том, как вставить видео или музыку в презентацию, читайте на нашем сайте www.HR-director.ru/files и в электронном журнале на e.HR-director.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Директор по персоналу» –
практический журнал по управлению человеческими ресурсами

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57623 от 08.04.2014.


  • Мы в соцсетях
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

А кроме того, ваc ждут подарки:
- журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
- подборка самых интересных статей за месяц,
- видеосеминары и презентации по HR вопросам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Статьи обязательные к прочтению!