Обучаем персонал с помощью игр-симуляций

863
Проблема 1. Для какой категории сотрудников использовать игры-симуляции? Проблема 2. Где компании взять игры-симуляции для обучения? Проблема 3. Как оценить результаты обучения с помощью игры?

Многие работодатели признаются, что все труднее мотивировать сотрудников на обучение традиционными способами. Тренинги, которые раньше были столь популярны у персонала, уже не вызывают большого интереса. Оптимальным решением в таких случаях может стать обучение с помощью игр, которое приобретает все большую популярность и уже доказало свою эффективность. Давайте рассмотрим, какие игры-симуляции существуют, какие навыки можно развить с их помощью и как оценить эффективность обучения.

Обучаем персонал с помощью игр-симуляций

Александра Григорьева, руководитель Академии обучения и развития Chartis в России:

«Стремясь найти новые способы обучения своих сотрудников, руководство ЗАО “Чартис” обратило свое внимание на бизнес-игры. Мы ежегодно проводим деловые игрыдля высшего руководства, а также для руководителей среднего звена. Сотрудники “играли” в производство и продажу меда, в строительство городов, поиск клада, управление заводом. При всем многообразии сценариев каждая деловая игра обычно направлена на развитие определенных навыков (например, управление изменениями, управление персоналом, стратегическое управление). Конкурентная борьба групп, участвующих в игре, выявляет стереотипные шаблоны поведения сотрудников, а командное взаимодействие побуждает данные шаблоны изменить. Результаты и выводы игры легко транслируются на реальные бизнес-условия. Важно также то, что в игре участники имеют возможность увидеть последствия принятых неверных решений, которые в реальности могут негативно отразиться на компании».

Что дает компании обучение с помощью игр

Одно из преимуществ игр-симуляций в том, что, погружаясь в решение задач, участники игры осознают и осваивают принципы, приемы, навыки, необходимые компании. Игры позволяют «включить» творческий потенциал работников за счет высокой сплоченности участников, в результате этого в процессе игры можно получить огромное количество бесценных идей. Кроме того, игры помогают адаптировать сотрудников к изменяющимся условиям и повышают мотивацию к развитию и ориентации на результат (преимущества и недостатки игр-симуляций по сравнению с другими методами обучения – см. в таблице). С помощью игр можно развить следующие навыки: аналитическое мышление, делегирование, инициативность, работу в команде, ориентацию на клиента, быстрый поиск информации и т. д.

Обучаем персонал с помощью игр-симуляций

Татьяна НЕЧЕПУРЕНКО, независимый бизнес-тренер, эксперт в области HR и T&D (Москва):

«Прежде чем внедрить обучение в компании с помощью игр-симуляций, необходимосформировать цель(а лучше результат обучения): какие установки участников вы хотите поменять, какие разработать стратегии, проекты.Продумать формат и стиль игры– в деловом ключе или в неформальной обстановке. Также немаловажноучесть специфику компании, коммуникации, психологический климат в коллективе, стиль управления. К примеру, если в компании директивный стиль управления и руководство не хочет, чтобы нарушалась субординация с подчиненными, то такой организации стоит выбрать игру в деловом ключе. Если для компании более приемлем демократический стиль управления, партнерские отношения, то лучше остановить свой выбор на деловой игре, совмещенной с тимбилдингом, например, на природе или теплоходе. Стоит учитывать и время. Оно должно быть оптимально для самой компании. В среднем игра длится от одного до пяти дней».

Для какой категории сотрудников использовать игры-симуляции и какие навыки можно развить

В зависимости от целей, которые компания ожидает достичь, участниками игр могут быть разные категории сотрудников. Например, если компания ставит перед собой цели по командообразованию и адаптации новых сотрудников, то игра может быть направлена на рядовых специалистов. Если целью является оценка существующих навыков и формирование новых, то к игре можно привлечь линейных руководителей и кадровый резерв. Игры-симуляции для развития навыков построения и ведения бизнеса подойдут для топ-менеджеров.

Обучаем персонал с помощью игр-симуляций

Анна БУРОВА, директор по обучению и развитию ГК «Связной» (Москва):

«Сотрудники нашего Учебного центра разработалидля кандидатов, желающих устроиться в нашу компанию, адаптационный тренинг, который включает и бизнес-симуляцию. Уникальность ее в том, что онаимитирует полный рабочий день(с 10.00 до 18.00) на торговой точке. Основная цель симуляции – дать кандидату возможность прочувствовать “как оно на самом деле”, отрепетировать его будущую работу. У участников есть только условия задачи. Как вести себя, они решают сами. Бизнес-симуляция состоит из восьми кейсов. Предусмотрены три группы участников: персонал торговой точки, клиенты и наблюдатели. В течение всего дня кандидаты по указанию тренера меняются ролями. В рамках игры существует система поощрений. Итоги с разбором ошибок подводит тренинг-менеджер после каждого кейса и в конце “рабочего дня”. Нам эта игра дает полный “срез” по кандидатам, и лучше любого тестированияпомогает понять, подходит человек компании или нет. В итоге это сокращает потери, связанные с текучестью кадров, так как дает возможность отсеять неподходящих кандидатов еще до стажировки».

Где компании взять игры-симуляции для обучения?

Если вы решили использовать игры-симуляции для обучения сотрудников, то можно заказать их у разработчиков. Правда, это самый дорогостоящий вариант, зато игра, созданная с учетом особенностей вашей компании, будет максимально точно отражать реальность бизнеса, его ключевые задачи, проблемы и возможности. Более экономичный вариант – приобрести уже готовую игру (как правило, такие симуляции моделируют типовые бизнес-процессы) у компаний-разработчиков.


Читайте подробнее о Геймификации в HR в статье >>>


Но в любом случае, прежде чем обратиться к разработчику, эксперты советуют подумать о том, какова цель проведения игры. Также необходимо сформулировать, что будет результатом достижения этой цели, то есть что изменится после проведения игры. В зависимости от выбранной цели, стоит подумать и над тем, как вы будете отслеживать результаты и что вы планируете после бизнес-симуляции.

Обучаем персонал с помощью игр-симуляций

Евгений СЖЕНОВ, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Международной Ассоциации непрерывного образования, к. с. н. (Москва):

«Если вы не можете позволить себе покупку игры, то не стоит отчаиваться. В Интернете можно найтиделовые онлайн-игры, некоторые из них даже бесплатные. Например, самая доступная бизнес-симуляция –игра “Виртономика”, которая позволяет развивать свой собственный бизнес. Среди бесплатных пользуется популярностьюигра eRepublik. Она представляет собой отражение реального мира, в котором игроки могут участвовать в политической, экономической и общественной жизни государств».

Как определиться с выбором игры

Существуют несколько видов бизнес-симуляций: компьютерные, настольные и симуляции, представленные в виде организации в миниатюре, с имитацией основных технологических и бизнес-процессов. Давайте рассмотрим подробно компьютерные и настольные бизнес-симуляции.

Компьютерная игра-симуляция. Предполагает, что участники работают с компанией в формате компьютерной программы и управляют ею, сидя за монитором. Такие игры отличаются высокой степенью структурированности материала и пошаговой оценкой степени его усвоения. Информация предъявляется небольшими блоками, и, изучив каждый блок, обучающийся должен ответить на вопросы по нему, затем дается обратная связь в виде правильного ответа. Одним из недостатков таких игр являются высокие затраты на разработку, а также то, что трудно перенести знания и навыки, полученные в ходе обучения, в повседневную профессиональную деятельность.

Преимущества и недостатки игр-симуляций

Преимущества Недостаки
– Возможность для сотрудников проверить свои управленческие компетенции в «виртуальном бизнесе» без риска для компании;– помощь работникам в оценке последствий своих действий;– оценка уровня развития сотрудников и отбор по-настоящему эффективных и талантливых работников;– объединение сотрудников для достижения единой цели – Затратность и длительность (около шести месяцев) процесса разработки бизнес-симуляции с нуля;– существование риска, что полученный в ходе игры опыт будет сложно использовать на практике из-за различия в специфике игровых и реальных бизнес-процессов;– зависимость результата, полученного в ходе игры-симуляции, от инструкторов-модераторов, их компетентности

В качестве примера можно привести игру «Топ-менеджер», разработанную белорусскими IT-специалистами. Компьютерная программа моделирует реальные бизнес-ситуации, поочередно выдает их и предлагает игроку сделать определенные шаги, которые по его мнению улучшат бизнес-показатели. Каждый шаг программа обрабатывает и показывает результаты – к чему привели действия игрока. Есть и специальная функция, которая позволяет увидеть, какие именно шаги были неправильно сделаны и как можно было избежать ошибок.

Словарь HR-а

Бизнес-симуляция (моделирующая игра) – это современная технология развития персонала, основанная на моделировании реальных бизнес-процессов, максимально приближенных к условиям конкретной компании. Игра позволяет участникам в благоприятных условиях приобрести опыт решения сложных управленческих задач.

Настольные симуляции. В них компания и все бизнес-процессы отображаются в виде карты и фишек на столе участников. Как правило, в игре действуют несколько групп участников с разными интересами, и каждая должна решить свою проблему. Такие игры более доступны, чем компьютерные, их отличает близость к реальной профессиональной деятельности участников, возможность изучать проблемную ситуацию всесторонне, высокая включенность и мотивация участников. Но успех этой игры во многом зависит от профессионализма ведущего.

Примером такой игры может служить настольная игра «TimeMentor офис», разработанная компанией NORDIC Training International. Она обучает индивидуальному и командному тайм-менеджменту. Суть игры в том, что вся группа делится на команды по четыре-восемь человек. За каждым игровым столом находится одна команда, которая управляет полученной организацией. На игровом поле находятся часы. Две минуты в игре равны одному рабочему часу в реальной жизни. За игровую рабочую неделю каждый участник индивидуально и вся команда в целом должны справиться с потоком текущих задач и параллельно достичь долгосрочных целей, поставленных в начале игры.

Обучаем персонал с помощью игр-симуляций

Светлана СТАРИКОВА, руководитель Корпоративного университета пивоваренной компании «Балтика» (Санкт-Петербург):

«Специально для нашей компании была разработана игра-симуляция “Baltika Breweries”. Онанаправлена на повышение финансовой и коммерческой грамотности сотрудникови помогает им ответить на многие вопросы, например, “Как принимаемые коммерческие решения влияют на бизнес-показатели компании?”, “Какое место занимает моя работа в бизнес-процессах?”, “Как взаимосвязаны продажи и финансовые результаты деятельности организации?”. Игра проводится в течение двух дней с использованием специальной доски – большого игрового поля, в ячейках которого отображены каналы продаж и продвижения продукции, финансовые потоки, а также процессы администрирования и производства. Игроки занимаются разработкой стратегии продаж, принимают маркетинговые решения, участвуют в процессах планирования и ценообразования, учатся работать с наличными деньгами. Высокаяэффективность обучения достигается за счет приближения модели к реальной бизнес-средепивоваренной отрасли, наглядной игровой модели и хороших раздаточных материалов, интерактивного взаимодействия между внутренним тренером и командами».

А вот одной из наиболее популярных в мире является симуляция Decision Base, разработанная шведской компанией Celemi. Она тренирует навыки стратегического планирования. Команды участников непосредственно в рабочей обстановке соревнуются друг с другом в создании наиболее успешного предприятия. Поиск эффективных решений осуществляется в процессе проигрывания различных вариантов стратегических и финансовых изменений. В процессе игры участники управляют компанией, выбирают стратегические цели для ее развития, принимают пошаговые тактические решения, выстраивают взаимоотношения с клиентами, персоналом и акционерами, то есть решают все те управленческие задачи, с которыми сталкиваются топ-менеджеры любой серьезной компании.

Игра внешне напоминает «Монополию»: на игровых полях разными способами представлены ценности, процессы, люди и деньги компании. Из всех участников формируется шесть команд, состоящих из различных специалистов, отвечающих каждый за свою часть бизнеса и одновременно за успех всего предприятия. Один из них, например, директор по маркетингу, другой – руководитель производства, причем, как правило, участники обмениваются ролями, поскольку они не всегда хотят в игре заниматься тем, чем они занимаются в реальной жизни.

Изначально команды находятся в равных стартовых условиях. Каждой из них предоставляется одинаковая информация о рынке, цены и нормы выпускаемой продукции на различных географических рынках, а также виды продуктов, которые они могут развивать. Участники могут принимать совершенно разные или даже противоположные стратегические решения. Они вольны решать, расширять ли им линейку продуктов или сконцентрироваться на единственном эффективном производстве с гибкой производственной политикой и хорошими показателями роста.

Обучаем персонал с помощью игр-симуляций

Ли ЭРЛИХ, тренер-консультант компании CBSD/Thunderbird Russia (Москва):

«Недавно мы проводили одну из наших бизнес-игр для руководителей подразделений крупной фармацевтической компании.Цель игры – помочь внедрить новую корпоративную культуру в организации. Мы выбрали игру “Совет Мудрейших”, так как она дает четкое понимание всем участникам того, что культура компании имеет огромное значение для достижения долгосрочных результатов. В игре участникам необходимо было пройти испытание “Вызовы Камелота”, чтобы стать мудрейшими, то есть доказать, что они не только коммерчески успешны, но и соответствуют культурным нормам Камелота. Главная задача, которую предстояло решить игрокам, – этоустановить баланс между достижением конкретных бизнес-результатов и выстраиванием эффективных взаимоотношений с людьми. Результатом игры стало понимание участниками важности культуры и осознание ответственности каждого за ее создание и поддержание. Вернувшись на свои рабочие места, руководители внедрили новую корпоративную культуру в своих отделах. Некоторые даже использовали эту же игру для формирования культуры в своем подразделении».

Как оценить результаты обучения с помощью игры

Оценить результат игр-симуляций можно по отзывам самих участников (с помощью анкеты-опросника или в ходе беседы). Таким образом вам удастся получить рекомендации по улучшению игры.

По эффективности игры, знаниям и навыкам, которые были получены в ходе нее, также оценивают полезность данной формы обучения. Кто из сотрудников и насколько улучшил свои финансовые и другие показатели своей виртуальной организации, показывает и сам ход игры. Так как стартовые условия и законы рынка для всех равны, положительных результатов во время игры достигают те участники, которые лучше всего анализируют информацию, принимают управленческие решения и работают в команде.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Директор по персоналу» –
практический журнал по управлению человеческими ресурсами

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57623 от 08.04.2014.


  • Мы в соцсетях
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

А кроме того, ваc ждут подарки:
- журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
- подборка самых интересных статей за месяц,
- видеосеминары и презентации по HR вопросам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Статьи обязательные к прочтению!