Ду ю спик инглиш, или Организуем корпоративное обучение иностранному языку

887
Проблема 1. Как определить необходимость в обучении иностранному языку сотрудников? Проблема 2. Как выбрать преподавателя или языковую школу? Проблема 3. Каким образом мотивировать сотрудников к обучению?

В последнее время наблюдается следующая тенденция: если раньше при приеме на работу работодатели рассматривали в первую очередь соискателя со знанием иностранного языка, то теперь нанимают опытного специалиста в своей области, а в дальнейшем, если в этом есть потребность, обучают его иностранному языку (как правило английскому), учитывая специфику деятельности компании.

Ду ю спик инглиш, или Организуем корпоративное обучение иностранному языкуОксана МАРТЫНОВА, руководитель отдела по обучению и развитию персонала, КПМГ в России и СНГ (Москва):

«КПМГ является международной компанией, и знание английского языка необходимо для общения между сотрудниками и взаимодействия с клиентами. Однако стоит отметить, что решающим фактором при приеме на работу является наличие профессиональных компетенций. Если владение языком не находится на нужном для уверенного общения и работы уровне (upper-intermediate), мы организуем для сотрудников корпоративное обучение английскому языку, которое длится в течение года».

Помимо удовлетворения потребностей компании, корпоративное обучение иностранным языкам дает возможность повысить мотивацию работников и их лояльность. Посудите сами, сотрудник стремится к карьерному или профессиональному росту, но ему для этого необходим иностранный язык, в то же время он любит путешествовать, а со знанием языка это делать значительно приятнее. Корпоративное обучение позволяет ему расширить спектр своих навыков и повысить собственную рыночную стоимость.

Определяемся с целью обучения

Цели обучения формулируются после того, как были выявлены потребности в обучении. Потребность в обучении можно выявить при приеме на работу, то есть определить обязательные требования, которым необходимо соответствовать для выполнения работы, и желательные, то есть чему можно обучить непосредственно в компании. Для уже работающих в компании сотрудников можно провести анкетирование.

Для определения категории сотрудников важно выявить, что обусловливает необходимость в обучении, а также возможность применения знаний на практике.

Ду ю спик инглиш, или Организуем корпоративное обучение иностранному языкуАлексей БАКАНОВ, менеджер по развитию персонала и организационной эффективности группы компаний Unilever в России, Украине и Беларуси (Москва):

«Наша компания организует обучение для двух категорий работников. Это специалисты, для которых знание языка важно для выполнения должностной функции, и специалисты со статусом high potential (с англ. – высокопотенциальный), которых мы готовим для выдвижения на руководящие позиции. Для управляющего состава знание английского языка обязательно и проверяется при трудоустройстве с помощью тестирования и собеседования на языке».

Сфера деятельности компании также определяет, какую категорию сотрудников нужно обучить. Кроме того, необходимость обучения может быть вызвана слиянием компании с международной корпорацией или выходом на международный рынок.

Ду ю спик инглиш, или Организуем корпоративное обучение иностранному языкуНаталья МИНИНА, директор департамента по работе с персоналом, руководитель Корпоративного университета «Юниаструм Банк» (Москва):

«После того как Юниаструм Банк вошел в Группу компаний банка Кипра, крупную международную холдинговую структуру, перед нами была поставлена задача в короткие сроки обучить большое количество сотрудников английскому языку. Тесная работа с иностранными коллегами требовала от наших сотрудников знания английского на достаточно высоком уровне.

Первоначально планировалось организовать обучение только для руководителей высшего звена, однако хорошее знание языка потребовалось сотрудникам на различных позициях и с разным уровнем подготовки. Для решения этой задачи было организовано обучение персонала по трем уровням английского языка: beginner, intermediate и pre-intermediate».

Часто компании , организуя корпоративное обучение, допускают ошибку – не объясняют сотрудникам цель обучения и не оговаривают результаты, которые должны быть достигнуты . Это приводит к снижению эффективности от обучения. Таким образом, четкое понимание цели каждым обучающимся – это первый шаг к мотивации сотрудника на обучение.

Как организовать корпоративное обучение иностранному языку?

После того как вы поставили четкие цели обучения иностранному языку и определились с категорией обучаемых сотрудников, можно приступить к организации обучения.

Ду ю спик инглиш, или Организуем корпоративное обучение иностранному языкуОксана МАРТЫНОВА, руководитель отдела по обучению и развитию персонала, КПМГ в России и СНГ (Москва):

«Для организации обучения мы предпринимаем следующие шаги:

На основе анализа потребностей бизнеса определяем необходимый уровень знания языка – в зависимости от позиции и функционала.

Анализируем рынок труда и знание языка тех специалистов, профессиональная квалификация которых нам в данный момент необходима.

Активно взаимодействуем с рекрутинговыми компаниями, чтобы определить предложение на рынке.

Для определения уровня владения языком проводим необходимые тестирования.

На основе тендера выбираем провайдера. В числе прочих критериев отбора фигурируют следующие: опыт и успешность на рынке, наличие достаточного количества преподавателей, в том числе носителей языка, квалификация преподавателей и их опыт, гибкие условия взаимодействия и партнерства.

Определяемся с графиком занятий, который был бы удобен для учащихся или групп учащихся: в основном этом либо утренние, либо вечерние часы.

Осуществляем контроль эффективности обучения, получая ежеквартальный развернутый отчет об успеваемости и частоте посещений занятий и прочее».

 

Выбираем провайдера услуги

На образовательном рынке представлено множество языковых школ, которые предлагают свои уникальные методики. Как не потеряться в этом многообразии и не ошибиться с выбором? Вот несколько рекомендаций:

Обратите внимание на предлагаемую стоимость обучения: заниженные цены так же, как и завышенные, часто не являются гарантией качества. Ориентируйтесь на средний уровень ставок и выбирайте оптимальное решение для вашей компании (рекомендация применительна и к языковым школам, и преподавателям-индивидуалам).

Стоимость обучения варьируется в зависимости от квалификации преподавателей, количества человек в группе, уровня владения языком обучаемых сотрудников (проверяется с помощью тестирования до начала обучения), выбранного курса, а также в некоторых случаях от нестандартных задач клиента.

Остановите свой выбор на нескольких языковых школах и проведите встречи с представителями компаний-провайдеров. Личная встреча позволит получить более подробную информацию о школе и предлагаемом обучении, иногда она может значительно отличаться от той, что представлена на сайте провайдера. При встрече задавайте как можно больше уточняющих вопросов, представитель школы должен четко отвечать на них, а не ссылаться на то, что этот вопрос не в его компетенции. Попросите разрешить поприсутствовать на одном из занятий (или хотя бы минут 10–15), чтобы увидеть как преподаватель объясняет тот или иной материал, как строит занятие, смог ли найти контакт с обучающимися сотрудниками и прочее.

Не делайте выбор в пользу той или иной языковой школы только по звучному и известному названию компании.

Изучите информацию о компании: сколько лет на рынке, какие методики обучения и принципы работы используют, как контролируют систему знаний.

Обратите внимание на преподавательский состав (квалификацию, наличие международных дипломов и сертификатов, опыт, наличие англоязычных преподавателей). В конечном счете главное в обучение – это преподаватель, именно от него на 80 процентов зависит результат обучения.

Уровни владения английским языком*

Уровень

Характеристика

Beginner

Нулевой уровень. Отсутствие навыков чтения, произношения и общения на английском языке. Либо знание отдельных слов и выражений

Elementary

Владение базовыми навыками чтения и произношения. Общение на повседневные, бытовые темы в рамках базовых конструкций английского языка

Pre-Intermediate

Успешное использование базового набора конструкций английского языка в ограниченном кругу знакомых ситуаций. Понимание основного содержания свободной английской речи без подробностей и нюансов

Intermediate

Понимание свободной английской речи и эффективное общение с носителями языка в стандартных ситуациях, все же иногда испытывая при этом трудности. Возможность принимать второстепенное участие в официальных встречах и презентациях с участием носителей языка

Upper-Intermediate

Успешное использование английского языка в разнообразных стандартных ситуациях. Перспективный уровень знаний для работы в иностранной компании. Участие на равных в официальных встречах с носителями языка, самостоятельная подготовка презентации на английском

Advanced

Использование английского языка почти в таком же объеме, как и русского, с незначительными ошибками. Полностью адекватная реакция в неформальных (стрессовых и деликатных) ситуациях

Какой он, корпоративный преподаватель?

Как уже было сказано выше, от преподавателя зависит 80 процентов успеха обучения. Что же должен уметь и знать преподаватель для корпоративного обучения?

Корпоративный преподаватель после того, как перед ним поставлены цели и задачи курса, должен построить курс обучения так, чтобы он максимально работал на конечный результат. Преподаватель должен уметь находить подход к каждому сотруднику, учитывать его личностные и индивидуальные особенности. Очень важно, чтобы он умел заинтересовать сотрудников в обучении, то есть делал так, чтобы каждый ученик с радостью приходил на занятия, заряжался положительной энергией, а не считал обучение чем-то ненужным и лишним.

Преподаватель должен стремиться убрать так называемый языковой барьер, психологический дискомфорт, боязнь ошибки, чтобы обучаемые им сотрудники могли раскрывать свои возможности в профессиональной среде.

Таким образом, профессиональная компетенция преподавателя, складывается из следующих умений:

1) коммуникативные (владение языком на очень высоком уровне);

2) организаторские (умение планировать собственную деятельность и деятельность учащихся);

3) оценочные (умение анализировать и оценить деятельность каждого учащегося и мотивировать их в дальнейшем).

Преподаватель может быть носителем языка или русскоговорящим. Для обучения сотрудников кроме языковых школ можно воспользоваться услугами частных преподавателей. В чем преимущества каждого из преподавателей и каким требованиям он должен соответствовать? Предлагаем ознакомиться с таблицей на стр. 86.

Какие методики используются в корпоративном обучении иностранным языкам?

Выбор методики обучения зависит от целей обучения. Так как цель корпоративного обучения – получение практических навыков владения языком, а не теоретических знаний, то на занятиях желательно прорабатывать модели конкретных, реальных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться работникам в процессе профессиональной деятельности. Поэтому лучшим решением будет использовать коммуникативные методики или их комбинацию с академическими. Это позволит получить практические навыки, ведь для компании главное, чтобы ее сотрудники владели «рабочим», «практическим языком».

Занятия по коммуникативной методике проводятся в группах до 10 человек. Это количество учащихся считается оптимальным для достижения главной цели обучения – умения свободно излагать свои мысли на иностранном языке. Есть еще одно преимущество: с самого первого урока общение между учащимися осуществляется только посредством изучаемого языка. Это помогает в течение небольшого периода времени преодолеть языковой барьер.

Ду ю спик инглиш, или Организуем корпоративное обучение иностранному языку

Критерии, на которые необходимо обратить внимание при выборе преподавателя

Преподаватель

Плюсы

Минусы

Предъявляемые требования

Носитель языка

Абсолютно правильное произношение, отличное владение языком, знание тонкостей употребления слов, хорошая практика общения

Объяснение правил и нюансов происходит на английском языке, это приводит к тому, что человек может понять что-то неверно и ошибка укоренится в сознании. Не всегда могут объяснить грамматику доступным языком и приводить аналогичные примеры в русском. Часто не могут дать объяснение применения того или иного синонима слова, объяснить значение фразеологических выражений

Высшее образование, преподавательский сертификат CELTA* или CTESOL**, опыт работы не менее трех лет, владение коммуникативной методикой обучения, знание и опыт преподавания программ делового иностранного языка, владение лексикой делового языка различных сфер бизнеса

Русскогово- рящий

Знаком с методикой преподавания языка, знает, как объяснить нюансы английского, не усложняя материал, гибок к нововведениям, не испытывая сложности, может найти новые подходы к преподнесению материала, если не все идет гладко с усвоением. Подходит для обучения с нуля

Не всегда хорошее произношение и хороший разговорный язык. Не знаком с тонкостями употребления тех или иных слов. Часто используют только традиционную методику преподавания

Опыт преподавательской работы не менее пяти лет. Желательно наличие международной квалификации, например, CELTA – DELTA***, стажировка в стране изучаемого языка, свободное владение английском языком, хорошее произношение, владение коммуникативной и традиционной методикой обучения, знание и опыт преподавания программ делового иностранного языка. Владение лексикой делового языка различных сфер бизнеса, умение подбирать дополнительные и индивидуальные материалы для занятий

* CELTA – аббревиатура от англ. Certificate in English Language Teaching to Adults. Сертификат, разработанный Экзаменационным Советом Кембриджского Университета и дающий право преподавания английского языка как иностранного взрослым.
** CTESOL – аббревиатура от англ. Certificate in Teaching English Speakers Of Other Languages. Сертификат, дающий право преподавать английский в качестве иностранного.
*** DELTA – аббревиатура от англ. Diploma in English Language Teaching to Adults. Диплом Кембриджского Университета на право преподавания английского языка как иностранного.

Стоимость обучения английскому языку, Москва

Курс

Преподаватель – носитель языка, руб. за академ. час

Русскоговорящий преподаватель, руб. за академ. час

Бизнес-курс для группы 8–10 человек, известная школа

От 2000 и выше

От 1800 и выше

Бизнес-курс для группы 8–10 человек, неизвестная школа

От 1700 и выше

От 1400 и выше

Индивидуал

От 1300 и выше

От 1100 и выше

Главное – взять правильный курс

Языковые школы сейчас предоставляют широкий выбор курсов для обучения иностранному языку. Это может быть курс делового иностранного языка, комбинированная программа – разговорный плюс бизнес-курс, курс специальной лексики или же бизнес-общение по телефону. Какому курсу отдать предпочтение – выбор за вами, который зависит от целей обучения.

Ду ю спик инглиш, или Организуем корпоративное обучение иностранному языкуСветлана УСОВА, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами ВКС-International (Москва):

«Пятнадцатилетний опыт работы нашего Центра корпоративного обучения показывает, что выбор курса напрямую зависит от целей компании. Наиболее эффективными являются курсы, совмещающие основной курс языка и профессиональную тематику. Например, программа Общий английский (General English), включающая бизнес-тематику (Презентации, Переговоры, Деловые встречи), позволяет использовать язык в ситуациях реального делового общения. Для юристов и работников финансовой отрасли советуем курсы Юридический и Финансовый английский. Целью такого курса является получение международных кембриджских сертификатов: ILEC* (для юристов) и ICFE** (для финансовых работников). Однако надо отметить, что уровень английского обучающихся для подобных курсов должен быть выше среднего. Для начинающих рекомендуем ориентироваться на общий курс, который развивает все языковые навыки и дает возможность подготовить базу для более углубленного изучения иностранного языка».

Мотивируем сотрудников

Заинтересованность сотрудников в приобретении знаний играет решающую роль в процессе обучения и его эффективности. Вот почему так важно уделить внимание мотивации сотрудников. Поддерживать мотивацию к обучению должен не только преподаватель, но и компания.

Ду ю спик инглиш, или Организуем корпоративное обучение иностранному языкуАнна КУЗЬМИНА, руководитель Лингвистического центра «Бизнес Класс» (Москва):

«Есть несколько способов мотивировать сотрудников к обучению:

Совместная оплата. Сотрудники могут оплачивать половину или четверть всей стоимости. В данном случае сотрудники заинтересованы в занятиях. По итогам обучения компания может наградить самых старательных и способных слушателей грамотами и (или) денежной премией. Также можно предоставить дополнительные выходные.

Контроль процесса обучения (посещаемости, результативности занятий).

Награды. Компания может поощрить сотрудников за посещение всех занятий в течение месяца или за самый лучший результат по тесту. Призы и награды могут быть разные, главное – внимание.

Актуальность тем обучения. На занятиях можно рассматривать ситуации, которые происходят на работе. Так, сотрудники могут сразу использовать полученные знания в своей ежедневной работе и увидеть результат своих занятий.

Заключить ученический договор. Он поможет сотрудникам понять цели и ожидания руководства компании и воспринимать обучение более серьезно».

Правильно организованное корпоративное обучение иностранному языку способно дать очень многое и компании, и сотрудникам. Главное – помнить, что результаты будут зависеть от вовлеченности сотрудников и от того, насколько грамотно будет построен процесс обучения, мотивации и контроля получаемых знаний.

Совет

При выборе компании-провайдера отдайте предпочтение той, где вам не обещают овладение иностранным языком с любого уровня за месяц. Иностранный язык требует от обучаемого постоянной практики и тяжелого труда. Но некоторые компании, боясь потерять клиента, обещают много, а в итоге клиент не получает желаемого качества обучения.

Совет

Не объединяйте в одну группу для обучения руководителей и их непосредственных подчиненных. Это может привести к возникновению сложностей психологического характера, что значительно снизит эффективность занятий.

Прежде чем приступить к организации обучения, объясните сотрудникам цели и обговорите результаты, которые должны быть достигнуты

* ILEC – аббревиатура от англ. International Legal English Certificate. Сертификат Кембриджского Экзаменационного Синдиката Cambridge ESOL, который оценивает знания английского языка в области правовых, дипломатических и юридических коммуникаций.
** ICFE – аббревиатура от англ. International Certificate of Financial English. Международный Кембриджский сертификат, который оценивает знания английского в области финансов и бухгалтерии.
* Согласно британской методической традиции. Уровень владения английским языком определяется по тому, насколько учащийся приближается в своем речевом поведении к носителю языка.

Не рекомендуем проводить обучение в выходные дни, это может восприниматься как посягательство на заслуженный отдых

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...





      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Директор по персоналу» –
      практический журнал по управлению человеческими ресурсами

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-66264 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

      Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

      А кроме того, ваc ждут подарки:
      - журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
      - подборка самых интересных статей за месяц,
      - видеосеминары и презентации по HR вопросам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Пожалуйста, войдите на сайт

      Скачать файл просто! Нужна только регистрация! (это быстро)

      Вы получите расширенный доступ к материалам портала «Директор по персоналу»:

      • Экспертным статьям по актуальным вопросам HR;
      • Тестам оценки персонала;
      • Эффективным алгоритмам поиска, собеседования, адаптации персонала;
      • Советам и рекомендациям от ведущих экспертов;
      • Другим полезным материалам для развития личности.
      Регистрация займет 1 минуту, польза окажется бесценной!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

      Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

      После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

      Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль