Стандартные формы деловой игры: работают ли шаблоны в игровом обучении?

2826
Каков эталонный рецепт обучающей игры? И есть ли смысл его искать? В этой статье обсудим формы деловой игры и неожиданные особенности в стандартизации одной из древнейших инноваций образования.

Из материала вы узнаете:

  • Почему метод деловой игры не теряет своей популярности;
  • Как определяются задачи деловой игры;
  • Деловая игра как метод обучения – в чем секрет успеха;
  • Каковы принципы деловой игры;
  • Почему стандартные формы деловой игры обречены на неудачу.

Образцы документов

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файлы и получить доступ к более чем 3000 HR-документов

Стандартные формы деловой игры: работают ли шаблоны в игровом обучении?

Игра «Агрессивный контакт»

Примеры необычных деловых игр, которые можно использовать для центра оценки руководителей

Деловая мини-игра «Я – руководитель»

Олег ЗАМЫШЛЯЕВ, основатель «Мастерской Олега Замышляева»

Несмотря на долгую историю применения игр в образовании, область продолжает свое динамичное развитие. Более того, в случае корпоративного обучения, на первый план выходит цель. Асcесcемент или сплочение команды? Симуляция бизнес-процесса или разработка стратегии? Это как шахматы и футбол – сравнивать бессмысленно. Но есть и хорошая новость. Каким бы ни был формат игры, ее цель и аудитория, существуют общие принципы, которые помогают сделать игру эффективной. Из миллиона возможных мы выбрали критерии, проверенные практикой: построить игру вокруг участника и вовлечь его в процесс, сделать опыт естественным и насыщенным, а результаты – измеримыми. Звучит довольно просто? Но дьявол, как известно, кроется в деталях. А они – еще дальше.

Метод деловой игры: вечный тренд


О том, что представляют собой методы деловой игры, читайте далее


Казалось бы, в играх нет ничего нового. Люди играют с ветхой древности. Более того, игра – совершенно естественный способ самообучения, знакомый каждому ребенку. Тем не менее, это не мешает игровым методам оставаться инновационными – как в классическом, так и в профессиональном образовании.

Одна из очевидных причин этого парадокса в том, что игровой формат по умолчанию располагает к экспериментам и импровизации. Как следствие, здесь все время появляется что-то новое. Даже небольшое изменение условий или параметров может привести к совершенно неожиданным результатам. Например, нет ничего нового, в том, чтобы собрать в одном месте топ менеджеров компании и предложить им бизнес-симуляцию. Также довольно очевидно использовать конструктор для развития творческого и экспериментального мышления у младших школьников, например. А вот что будет, если поменять всего одну деталь: топам дать конструктор, а детям – игровую модель компании? Сразу получается инновационный метод. И как показывает опыт Мастерской Олега Замышляева, по крайней мере, в случае взрослых, он может принести отличные результаты.


Читайте подробнее о Геймификации в HR в статье >>>


Игры a priori несут в себе инновацию, и в этом причина высокой скорости изменений в области игровых технологий в образовании. И, несмотря на то, что они целенаправленно используются в обучении уже больше 100 лет по разные стороны океана, в этой сфере сложно говорить об устоявшихся стандартах и критериях оценки. Любители теории легко найдут обширный объем литературы на эту тему, например, можно порекомендовать труды значимых исследователей в этой области – Г. П. Щедровицкого, Richard Duke, Jan Klabbers.

Задачи деловой игры: все зависит от того, зачем и во что и играть

Другая причина, по которой искать единые стандарты игр не только сложно, но и довольно бессмысленно – это многообразие их видов, целей и сфер применения. Задачи деловой игры вариативны, это характерно для игр в целом – не только для образовательных. Можно ли сказать, что футбол лучше шахмат, а преферанс – эффективней, чем детская лесенка? Эти игры решают разные задачи в заведомо сложно сопоставимых ситуациях.

Аналогично, применяя деловые игры в обучении персонала, можно преследовать совершенно разные цели и выбирать, порой, радикально противоположные сферы применения. Например, деловая игра, которая будет эффективно фасилитировать ассессмент молодых специалистов, может быть совершенно бесполезна, если необходимо провести стратегическое планирование для управляющей команды. Причем, дело не только в тематике – вся динамика бизнес-игры будет строиться по-другому. Более того, в реальности большинство игр содержат в себе сочетание разных типов и свойств, в зависимости от ожидаемых результатов и особенностей участников.

Деловая игра как метод обучения: секрет успеха в том, чтобы удачно соотнести цель и тип игры

Только если вы смогли четко сформулировать ожидаемый результат, возможно будет подобрать подходящий игровой инструментарий. Поэтому из множества теоретических классификаций игр, на практике часто бывает полезно типизировать игры по целям, с которыми они лучше всего сочетаются.

Так, стандартная деловая игра ориентирована на моделирование конкретных элементов бизнес-системы. Это может быть процесс продаж, ситуация переговоров или логистическая цепочка. Довольно часто такой формат используется для развития характерных навыков и способностей, важных для определенного функционала сотрудников. Однако, проигрывать бизнес-процессы, можно для достижения совершенно иных целей – проанализировать сильные и слабые стороны, протестировать новые гипотезы, объяснить принципы функционирования, презентовать общую эффективность. И это уже второй уровень целеполагания.

В ролевой игре акцент ставится на воспроизведение социальных систем. Буквально, проигрывание социальных ролей, поэтому они наиболее полезные в случаях, когда участникам важно попробовать на себе разные функции и позиции внутри команды. Выводы, которые можно получить из такого опыта могут быть крайне полезны для оптимизации оргструктуры компании, формирования проектных команд, развития индивидуальных карьерных траекторий, разработки стандартов обучения... И снова – все зависит, от того, что вы хотите. В любом случае, ценность игрового формата высока, потому что в повседневной реальности проводить подобные эксперименты может быть сложно, дорого и опасно.

Самый сложный и комплексный формат – это бизнес-симуляция. Он нацелен на целостное моделирования всей бизнес системы, а иногда и элементов внешней рыночной среды. Такой подход шагнуть дальше, чем развитие конкретных функциональных навыков или локальный анализ отдельных бизнес-процессов. Лучшие бизнес-симуляторы дают возможность найти оптимальные организационные решения, экспериментально сравнить многоступенчатые стратегии, смоделировать масштабные события – такие как выход на новый рынок, слияние или поглощение, внедрение бережливого производства.

Принципы деловой игры и игрового дизайна

Хотя не существует универсального стандарта обучающей игры, которая идеально подходила бы любой ситуации, игры все-таки отличаются своим качеством и результативностью. По крайней мере, если речь идет о новых играх, которые разрабатываются для конкретных задач. И хорошая новость в том, что каким бы ни был формат игры, ее цель и аудитория, существуют принципы, которые помогают сделать игру эффективной.

Принципы и критерии создания эффективной деловой игры

Каждый, разработчик, игротехник и даже активный участник может сформулировать свой список критериев успешной игры и золотых правил гейм-дизайна. Все они будут чем-то отличаться, при этом, каждый из них будет по-своему прав. До тех пор, пока результат его усилий нравиться потребителям. Например, Jesse Schell в своей книге The art of game design собрал 32 принципа и 100 “призм”, которые помогают создавать качественные игровые продукты. В этой статье, мы предлагаем вашему вниманию 5 принципов и критериев, которые подтвердили свою полезность на практике корпоративного обучения.

Метод деловой игры: фокус на опыт

Дизайнеры – люди творческие и часто увлекаются процессом создания идеального мира. Но идеальная деловая игра построена вокруг участников и их опыта, а не задумок и фантазий ее создателя. В этом весь смысл игровой технологии. Только через личный опыт участник самостоятельно приходит к ключевым выводам и пожиманиям. Насыщенный и сосредоточенный опыт – необходимое условие для достижения поставленных перед игрой целей. Все из чего состоит игра – механика, легенда, визуализация, правила – все служит поводом для создания такого опыта. Jesse Schell в этом контексте вспоминает хрестоматийный вопрос из Дзен-философии – про падающее дерево в лесу. Для разработчика игры, ответ на него однозначен. Если участник не услышал звук падающего дерева, значит дерево не упало. Да и вообще, дерево не имеет значения, если оно не связано с опытом участника. Критерий успеха – нацеленность всех элементов игры на опыт участника и отсутствие лишних, бесполезных, хотя порой весьма занятных компонентов и деталей.

Выбирайте формы деловой игры с учетом осмысленного опыта. Используйте рефлексию

Опыт сам по себе – необходимое, но не достаточное условие для эффективного обучения через игру. Опыт важно осознать, а полученные выводы – адаптировать к заданному контексту. Попробовать себя в роли руководителя, который сообщает разъяренным сотрудникам о грядущих сокращениях, закрытии программ развития и снижении бонусов – это нетривиальный опыты, который безусловно оставит после себя яркие воспоминания. Однако для того, чтобы сделать выводы, которые можно будет потом применить в реальности, необходимо проанализировать ситуацию и поведение участников, причем с разным точек зрения. А после этого, заново все проиграть, с учетом свежих впечатлений.

Повысить рефлексивность деловой игры можно двумя ключевыми способами – через продуманный сценарий и за счет активной позиции ведущего и игротехников. Оба инструмента работают в связке – с одной стороны, на обсуждение и осмысление должно быть заложено достаточно времени и должны быть обеспечены технические возможности. Иногда помимо большого количество флипчартов и маркеров, требуются более сложные технологии – видео или аудиозаписи, быстрая оцифровка данных и оперативное вычисление. С другой стороны, этими ресурсами важно уметь правильно воспользоваться и направить коллективную мысль в правильном русле. Есть очень большая разница между выводом «Говорить путанно – это плохо» и «Чтобы четко донести мысль до сотрудников, необходимо подготовить письменный план сообщения и потренироваться его излагать, хотя бы один раз». Качество выводов группы во многом зависит от мастерства ведущего программы.

Учитываем цель и задачи деловой игры: естественный опыт и тестирование прототипов

Не всякий опыт воспринимается легко. Даже если все идеально продумано и спланировано, он может быть отвергнут. И это станет неприятным сюрпризом для всех. Чтобы избежать этого, крайне важно учитывать особенности группы и иногда отдельных участников, если речь идет, например, о группе высшего руководства компании. Легкость восприятия важна для эффективности выводов, динамики группы, общего эмоционального восприятия процесса.

Бизнес-симуляция может быть идеально продумана с точки зрения механики и динамики процессов, могут быть правильно составлены правила и задания, адекватно «вшита» теория... Но если вы не учли цель и задачи деловой игры, особенности корпоративной культуры организации, высока вероятность сопротивления. Участники не примут ваш игровой мир, если он будет отличаться от привычного им в критических параметрах. Тогда на площадке будет царить скепсис, сарказм, недовольство. Просто представьте, что игра на командообразование, созданная для сети салонов красоты, наскоро адаптирована для угледобывающего холдинга... Если будет время, представьте в деталях, это весьма увлекательный процесс! Чтобы избежать рисков быть непонятыми, крайне важно проводить пилотирование игры с реальными участниками, начиная с самых ранних этапов. Более того, даже если игра тестируется вместе с сотрудниками компании-заказчика, это не гарантия успеха. Важно обеспечить участие сотрудников-представителей именно тех подразделений и функциональных типов, для которых создается игра. Сотрудник HR отдела и менеджер производственного департамента, скорее всего, воспримут одну и ту же ситуация совершенно по-разному.

Играя в стандарты: гибкие формы деловой игры

Что можно с уверенностью ожидать от такой древней инновации, как игра? Только неожиданностей! Поэтому довольно закономерно, что при попытке прийти к универсальным рецептам – будь то стандарты игры и или «золотые правила» игрового дизайна – мы неизбежно попадаем в ловушку, которая таится в самой сути игры. Это живая, крайне динамичная среда и любая попытка ее зафиксировать, установив эталонный слепок, с высокой вероятностью приведет к разочарованию. Если и есть универсальный игровой стандарт, то он заключается в... нестандартности. Отсутствие жестких рамок и границ, смелость отрицать привычные аксиомы, готовность принимать всерьез сумасшедшие идеи. Желание пробовать и ошибаться. Так что если хотите найти стандарты игры – поиграйте в них.

Читайте материалы по теме:

«Не всех сотрудников можно оценивать с помощью деловой игры. Поэтому используем разные методы»

Как обучить менеджеров по продажам необычно. Проводите занятия в формате фасилитации и деловых игр

Пять принципов геймификации для решения серьезных рабочих задач

«Молодежь увлечена электронными играми? Не судите ее, а сами создавайте игры, чтобы привлекать молодые кадры»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Директор по персоналу» –
практический журнал по управлению человеческими ресурсами

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57623 от 08.04.2014.


  • Мы в соцсетях
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

А кроме того, ваc ждут подарки:
- журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
- подборка самых интересных статей за месяц,
- видеосеминары и презентации по HR вопросам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Статьи обязательные к прочтению!