Как выстроить взаимоотношения с вузом и привлекать лучших студентов? Заинтересуйте, станьте для него полезной и нужной компанией

1229
Не раз HR-служба пыталась наладить взаимодействие с вузами, помогать им готовить студентов к реальной работе и лучших приглашать к себе в компанию. В вузах выражают искреннюю заинтересованность в сотрудничестве, но дальше слов дело не идет. Например, недавно HR-ы предложили устроить стажировку для студентов, в вузе обещали прислать ребят, но никто так и не пришел. Хотя деканат вывесил объявление на сайте института, разослал письма студентам на электронную почту.

Получается, нет отклика? HR-директор попросил своих подчиненных посетить институты и университеты, выпускники которых интересны компании в качестве будущих работников. Подчиненные рассказали, что вестибюли вузов буквально залеплены объявлениями, в которых разные работодатели предлагают студентам пройти стажировки и практики с возможным последующим трудоустройством. Значит, недостатка в таких предложениях обучающиеся и вузы явно не испытывают.

Получается, просто прийти в высшее учебное заведение и предложить организовать практику для студентов недостаточно. Этим уже никого не удивишь. Нужно постоянно быть на виду у администрации вузов и студентов, реально взаимодействовать с ними. Компания должна напоминать студентам о себе, делать какие-то полезные для них и для преподавателей вещи, способствовать тому, чтобы обучение было более практичным, содержательным и полезным. Словом, надо действительно выстраивать отношения с вузом, а не просто изъявить желание принять на практику студентов и ждать, когда придут самые лучшие и многообещающие.

Конечно, есть компании, к которым вузы сами выстраиваются в очередь. Например, работающие в сфере IT, рекламы и дизайна. Технологии в этих сферах меняются очень быстро, и вузы не успевают за ними. Кроме того, обучение в этих сферах должно быть предельно прикладным, а не теоретичным. Но другие учебные заведения не так сильно нуждаются в бизнес-поддержке и не будут искать компании для совместной работы. К тому же сотрудники в сфере образования довольно инертны. Даже если и понимают, что надо сотрудничать с бизнесом, мало что для этого предпринимают. Так что сама компания должна проявлять инициативу и быть полезной вузу, ее студентам и преподавателям.

Комментирует Елена НАУМЕНКО,
Директор по подбору персонала компании «КПМГ» в России и СНГ

Помогите вузу организовать обучение студентов в магистратуре. Именно с этим часто возникают сложности

Магистратуры появились в вузах после того, как была введена Болонская система высшего образования: четыре года — теория (раньше этому учили пять лет), затем два года — прикладные дисциплины. Это и есть магистратура. И многие вузы, создавая магистратуры, столкнулись со сложностями. Помочь их решить может бизнес. Направляйте своих специалистов-практиков в вузы читать лекции, проводить семинары и мастер-классы. Вы будете растить молодых специалистов под себя, давать им нужные профессиональные знания и навыки. Если ваша компания набирает много выпускников, подумайте о том, чтобы вести свою магистерскую программу либо открыть собственную кафедру. У нашей компании, к примеру, есть свои кафедры в Финансовом университете, в Высшей школе экономики, а также в УрФУ в Екатеринбурге.

Предложите преподавателям проводить у вас эксперименты, делать изыскания, необходимые для диссертаций

Словом, увлеките сотрудников вуза своей материально-технической базой, предложите ученым использовать ее для научных экспериментов, разработок и исследований. Ведь преподаватели обязаны публиковать научные статьи, а кто-то хочет защищать диссертации. Для этого требуется собирать данные, проводить научные изыскания. Так что преподаватели, поняв, что Вы готовы им предоставить площадку для этого, будут заинтересованы в сотрудничестве с Вами. Надо только четко показать им, что основания для плодотворного сотрудничества есть, обозначить варианты.

Есть существенный плюс: если преподаватели заинтересуются, то наверняка приведут с собой и студентов. А значит, будущие специалисты заметят вашу компанию, увидят, как она работает, какие у нее ресурсы и возможности, какая корпоративная культура, и, возможно, придут на работу после окончания вуза. Да и сами исследования могут Вам оказаться полезными.

Пример

Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) несколько лет назад предложило столичному вузу МИСиС проводить на базе объединения собственные исследования свойств алюминия и титана. Вуз стал проводить эксперименты, чтобы выяснить, как эти металлы ведут себя в различных средах и условиях. Скажем, при сверхвысоких температурах, под воздействием высокого давления либо пропуская огромное электрическое напряжение. В итоге МИСиС сделал любопытные наблюдения и маленькие открытия. Позже их использовали для производственного объединения — создали принципиально новые алюминиевые и титановые отливки, которые были необходимы для определенных работ.

Возможно, у вуза уже есть готовые опытные образцы изделий или агрегатов. Нужно только их испытать в реальном производстве. Предоставьте ученым такую возможность. Не исключено, это будет выгодно и вашей компании — она сможет в будущем использовать эти наработки.

Комментирует Юлия ГОРСКАЯ,
руководитель группы по привлечению и интеграции персонала FM Logistic

Чтобы студенты бесплатно проходили практику, заключите договор с вузом. Есть три минуса

Согласно договору, практика в вашей компании будет для студентов обязательной. Это значит, Вам не обязательно предлагать студентам оплату. Правда, за небольшое вознаграждение студенты работают более охотно. Но у обязательной практики есть как минимум три недостатка. Во-первых, вузы не всегда позволяют компании предварительно отбирать студентов. Но если Вы плодотворно сотрудничаете с вузом, декан наверняка пойдет Вам навстречу и позволит выбрать наиболее способных ребят. Во-вторых, студента, даже если он совсем не заинтересован в работе, нельзя уволить. Единственное, что Вы можете — дать негативный отзыв о его работе, когда практика закончится. В-третьих, практика продолжается недолго — всего две-три недели. Но присмотреться к студентам, составить представление о них и решить, с кем работать дальше, все равно можно.

Дайте вузу возможность бесплатно пользоваться Вашей услугой или продукцией. Но с выгодой для Вас

Предположим, у Вас есть материалы (образцы расчетов бюджета или рисков от использования той или иной технологии), которые могут пригодиться преподавателям в ходе подготовки к лекциям. Либо Вы выпускаете продукцию, которая может служить на занятиях со студентами опытным практическим образцом. Лектор сможет показать, как устроен агрегат или прибор, как он функционирует. Предоставляйте такие материалы и образцы преподавателям. Ведь используя эти наглядные пособия и расчеты, они обязательно скажут, кому они принадлежат. Следовательно, прорекламируют студентам вашу компанию, обратят на нее внимание.

Пример

Чтобы сделать сотрудничество с вузами постоянным и активным, а не вялотекущим и сходящим на нет, и успешно привлекать на практику и стажировки лучших студентов финансовых вузов, электронная бухгалтерская справочная система «Система Главбух» предложила преподавателям и студентам этих вузов бесплатный доступ к своим материалам. Лекторы стали использовать эти материалы во время занятий. К примеру, если на лекции заходит речь об НДС, то преподаватель берет из справочной системы готовую табличку с правилами исчисления этого налога и раздает студентам. Так проще объяснить материал, а студентам — усвоить его. За такую услугу у вузов попросили совсем немного: во-первых, на занятиях упоминать о бухгалтерской справочной системе, изучать ее как один из современных информационных продуктов. Во-вторых, рекомендовать лучшим студентам бухгалтерскую систему как перспективное место для практики, стажировки и как будущее место работы. Такие договоренности о партнерстве заключили с более чем двадцатью вузами, в том числе с безусловными лидерами рейтинга: МГУ, Финансовым университетом при Правительстве РФ, РЭУ им. Г. В. Плеханова, МГИМО, Университетом дружбы народов.

Предложите вузу разработать новшества для компании, совместно с вами реализовать сложный проект

Предположим, руководство вашей компании хочет усовершенствовать какие-либо процессы в бизнесе или улучшить работу производственных линий. Но по разным объективным и субъективным причинам все никак не удается это сделать. Поручите это студентам профильного вуза под руководством одного-двух преподавателей! Пусть они займутся решением этой задачи — все реальное и сложное вызывает азарт! Расходов минимум, а работа, вполне возможно, будет успешно выполнена. Компания получит несколько вариантов того, как можно оптимизировать бизнес-процессы без существенных потерь в будущем, либо чертежи новых настроек или отладки оборудования (дополнительных приборов, устранения лишних звеньев и использования более простых механизмов), чтобы производственные линии работали лучше. Компания, по сути, приобретет новые конкурентные преимущества. А преподаватели смогут написать научные работы, защитить диссертации, студенты — сделать не пустые, а основанные на реальной опытной работе выпускные дипломы. Если нужно, заключите со студентами договор о преддипломной практике и о проведении определенных работ.

Пример

Томская компания «Микран» давно хотела разработать новые триггеры (усилители, улучшители) для комплексных систем мониторинга и охраны объектов. Но собственных ресурсов и знаний для этого не хватало. Тогда HR-служба предложила заняться разработкой местному университету систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Ученые восприняли предложение позитивно и вместе со специалистами компании приступили к работе. Через год с небольшим были спроектированы чипы — интегральные микросхемы. Их можно использовать в радиорелейной связи, например, для связи сотовых вышек между собой, а также в навигации речных судов и в авиации. Уже сейчас чипы установили в оборудование охранных комплексов Томского университета систем управления и радиоэлектроники и «Микран». А в 2016 году тандем ученых и специалистов компании планирует общими усилиями разработать радиолокационные станции (РЛС) для охранных комплексов, которые будут обнаруживать цели и отслеживать их перемещение. Этот совместный проект вуза и компании стал победителем конкурса, организованного Министерством образования и науки РФ.

Учтите: стажировку можно проводить не только в периоды каникул. Если студенты выполняют серьезный проект, рассчитанный надолго, они в состоянии приходить в компанию и после занятий, чтобы продолжать свою масштабную работу. Таким образом, срок стажировки Вы вольны установить какой угодно, даже год (по договоренности со студентами). Предлагая преподавателям и студентам реализовать совместный с Вами проект, Вы зовете студентов не на какую-то практику или стажировку, а для решения конкретной задачи. Значит, им не придется маяться без дела или уныло шататься по коридорам компании (как это часто бывает). Вузовцы будут работать совместно со специалистами вашей компании, в тесном контакте. Значит,Ваши специалисты смогут увидеть студентов в деле, оценить их способности и потенциал, сообщить Вам, в HR-службу, кого взять на заметку.

Комментирует Екатерина ШУБЕРТ,
HR-директор, партнер компании FutureToday, член НП «Эксперты рынка труда»

Вуз может попросить компанию о материальной помощи. Если это ремонт, то разрешат разместить ваш логотип

Важно понять, что имеет в виду вуз под материальной помощью. В нашей практике были случаи, когда университеты под этим понимали не прямое финансирование, а, например, покупку расходных материалов или канцелярских принадлежностей. Крупные вузы просят помощи в ремонте и оборудовании учебных аудиторий. При этом администрация вуза часто не просто не возражает, а иногда и сама предлагает оформить отремонтированные аудитории, используя логотип компании. Это отличный способ продвижения бренда работодателя в вузе, инвестиция, которая работает на будущее. Если ваша компания готова помогать вузу, то может рассчитывать на его поддержку. К примеру, он разместит информацию о компании и ее программах работы со студентами на своем сайте, сделает рассылку студентам, в которой говорится о Ваших вакансиях

Помогите вузу упростить его работу (в техническом плане), сделайте ремонт, купите оборудование

Конечно, речь не о том, чтобы отремонтировать все помещения вуза, закупить оборудование для всех учебных аудиторий и кафедр. Подразумевается посильная помощь и финансовая поддержка. Скажем, ремонт лишь наиболее важных аудиторий и лабораторий, закупка оборудования для одной кафедры. Но компания может и не делать это самостоятельно. Хороший вариант: Вы выделяете деньги, а вуз присовокупит Вашу сумму к другим своим средствам, скажем, полученным из бюджета и/или от своей коммерческой деятельности, вложит их в ремонт или в закупку мебели, техники, необходимой для научных исследований. К сожалению, у большинства вузов, за исключением тех, что имеют особый федеральный статус (МГУ им. М. В. ЛОМОНОСОВА, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный технический университет им.  Н. Э. БАУМАНА), нехватка финансирования до сих пор является серьезной проблемой. Поэтому вузы Вам будут благодарны за материальную поддержку.

Документооборот в вузах часто ведется по старинке. Из-за этого процессы оформления на работу, приема заявлений от абитуриентов, составления расписаний занятий порой протекают очень медленно. Сотрудники учебных частей и деканатов зашиваются, не успевая составить нужные бумаги. Пусть специалисты вашей компании взглянут на это со стороны, свежим взглядом, и предложат идеи по оптимизации этих процессов, научат использовать современные технологии и подходы. Если есть возможность, силами своих IT-специалистов разработайте для вуза несложную автоматизированную программу, позволяющую с технической точки зрения упростить и ускорить работу.

Пример

Компания «РАМЭК-ВС» наладила сотрудничество с несколькими вузами в разных регионах, благодаря чему получила возможность приглашать к себе наиболее способных и перспективных выпускников. В частности, компания создает для них специальные автоматизированные программы. Например, для Санкт-Петербургского государственного университета вод-ных коммуникаций и Санкт-Петербургского горного университета «РАМЭК-ВС» разработала программный модуль под названием «Автоматизация работы приемной комиссии». Благодаря этому прием заявлений от абитуриентов стал происходить автоматически, без участия специалистов вуза. Они смогли снизить свои трудозатраты на это и заняться другими делами. Кроме того, программа стала формировать приказы о зачислении студентов, готовить отчетность. В других вузах компания опробовала иные разработки. Например, программу под названием «Электронный деканат». Она автоматизирует работу по планированию деятельности деканата, составляет расписание занятий и совещаний, заседаний ученого совета. Программа способна также отслеживать, где происходят накладки по датам или по времени, и сообщать о них тому, кто с ней работает. А недавно компания предложила вузам новые автоматизированные программы, с помощью которых можно транслировать в реальном времени лекции, проводить дистанционное тестирование и обучение. ВУЗы с удовольствием используют эти программы и благодарны компании за них. Постоянно предлагая учебным заведениям что-то новое и полезное, компания напоминает о себе, подпитывает сотрудничество с ними, не позволяет ему затухать.

Комментирует Марина ШВОЕВА,
Директор по персоналу компании BBDO

В деканаты вузов сообщаем, что нам есть чему научить студентов. На стажировки приглашаем через соцсети и сайт

Объявление о том, что у нас студенты могут пройти стажировку, даем на сайте нашей компании, на hh.ru и в соцсетях. Порой достаточно разместить информацию только в Facebook, и желающих находится более чем достаточно. В прошлом году у нас прошли стажировку 65 студентов, девять из них мы взяли в штат. Стажировки мы не оплачиваем, но компенсируем студентам стоимость обедов, к каждому прикрепляем наставника. Разумеется, мы встречаемся со студентами наиболее интересных нам вузов — ВШЭ, Плехановской Академии, МГИМО, МГУ, РУДН, Академии народного хозяйства. Специалисты компании читают лекции по проф-ориентации, проводят карьерные форумы. Кроме того, мы сообщаем в деканат, что могли бы разобрать со студентами практические кейсы. Нам часто звонят из деканата и просят приехать, выступить перед учащимися вуза.

Пусть Ваши специалисты читают лекции в вузах, проводят мастер-классы. Создайте лабораторию или кафедру

Если в вузе проводят лекции и мастер-классы специалисты-практики из реальных компаний, это поднимает рейтинг учебного заведения, делает его более привлекательным для абитуриентов. Следовательно, вуз и сам заинтересован в том, чтобы специалисты компании выступали перед студентами. Но без Вашего участия и активных действий все равно ничего не произойдет. Организуйте выступления сами! Как часто выступать, зависит от того, сколько студентов Вы готовы приглашать к себе на стажировку и брать на работу после того, как они закончат вуз. Если немного, то достаточно лишь иногда читать лекции. Скажем, на днях открытых дверей или на лекциях по профориентации рассказывать о компании, ее работе и условиях, о вакансиях. Можно еще изредка просить специалистов компании проводить мастер-классы для студентов — разбирать кейсы, основанные на практической работе.

Если же Вы заинтересованы в том, чтобы ежегодно принимать на работу десяток талантливых выпускников вузов, то просите ключевых специалистов постоянно выступать с лекциями, проводить мастер-классы. Составьте график, утвердите его с вузом. Многим менеджерам интересно примерить на себя роль преподавателя. Но это и выгодно. Во-первых, это позволит обучать студентов тому, что им понадобится в работе в вашей компании, во-вторых, видеть, кто из студентов и как занимается, как мыслит, и выявлять наиболее способных. Некоторые компании, например, «КРОК», Oracle, Sup, Procter&Gamble, создают в вузах специально оборудованные классы, открывают лаборатории или даже целые кафедры, на которых специалисты компании ведут занятия. Если это Вам выгодно, последуйте примеру этих компаний. HR-менеджеры пусть тоже участвуют в проекте: проводят семинары, на которых рассказывают, как трудоустраиваться и строить карьеру в компании, развивать свои профессиональные навыки и личностные качества.

Пример

В МГУ им. М. В. ЛОМОНОСОВА открыли свои лаборатории такие компании, как Microsoft, Intel, «Шлюмберже». Компании выделяют деньги на приобретение необходимых приборов для лабораторий, а также размещают там свое оборудование (на время совместной работы). В лабораториях студенты постигают основы практической работы, проводят исследования, узнают, как вести научную деятельность. Например, совместно с научно-исследовательским центром «Шлюмберже», который специализируется на производстве оборудования и программного обеспечения для нефтяной и газовой промышленности, студенты и преподаватели МГУ реализовали уже четыре проекта. Они позволили усовершенствовать программное оборудование и улучшить процесс транспортировки углеводородов. Соглашение между компанией и университетом заключено на много лет.

Создайте с вузом совместное инновационное предприятие. Получите удобное налогообложение, доступ к госконтрактам

Учредителями такого предприятия являются, разумеется, вуз и бизнес — юридическое лицо (компания) или физлица (учредители, первые лица компании). Закон № 217-ФЗ требует, чтобы доля вуза в уставном капитале общества была больше 33,3%. Выгоды для компании очевидны. Например, аренда помещений на льготных условиях, использование оборудования вуза, упрощенная система налогообложения. Предприятие не платит НДС (18%), а общая ставка по страховым взносам составит 14% (вместо обычных 34%). Самое главное — компания получит доступ к вузовским проектам и к государственным программам и контрактам. Вузу совместное предприятие тоже выгодно. Он сможет закупать оборудование и материалы без конкурсных процедур, проводить через предприятие заказные НИОКР, привлекать внебюджетные средства. Кроме того, предприятие предоставит хорошо оплачиваемые рабочие места преподавателям и лучшим студентам вуза.

Комментирует Мария ВЕГЕШ,
HR-бизнес-партнер компании ЗМ

Направьте представителя вашей компании на защиту дипломов. Он поймет, кому из выпускников можно сделать предложение о работе

Разумеется, представитель должен разбираться в теме, по которой выпускники защищаются. Пусть он внимательно слушает их, наблюдает, как они презентуют свою работу, разбираются ли в предмете. Во время защиты Ваш специалист сможет задать вопросы дипломникам. Так он проверит, умеет ли будущий специалист слушать и правильно понимать собеседника, верно ли реагирует на вопросы. Возможно, обнаружатся талантливые выпускники-звезды. Пусть Ваш представитель делает им предложение о работе сразу после защиты. Компания получит толковых перспективных молодых специалистов. Вуз вряд ли будет против того, чтобы на защите дипломов присутствовал представитель вашей компании. Ведь это поднимает престиж вуза и статус самой защиты, а также символизирует связь теоретического образования с реальным бизнесом, производственными процессами.

Проводите для студентов олимпиады или конкурсы. Поддерживайте контакт с вузовским Центром занятости

Олимпиады и конкурсы провести не так уж и сложно. Площадка — вуз. Надо только разработать задания по профилю и попросить студентов предложить решения. Если нужно проверить, умеют ли студенты работать в команде, поддерживать друг друга и проявлять чувство юмора в стрессовых ситуациях, то проведите конкурс в формате брейн-ринга или КВН. Победителям делайте предложение о стажировках или о трудоустройстве.

Вузовские центры занятости студентов (иногда их еще называют Центрами карьерного роста) устраивают ярмарки вакансий, дни открытых дверей, организуют лекции и семинары по проф-ориентированию. Если Вы будете поддерживать контакт с этим центром, то будете знать, когда, где и какое мероприятие пройдет, сможете в нем участвовать. Попросите сотрудников Центра занятости студентов внести вашу компанию в список партнеров и оповещать о мероприятиях. Не исключено, что из центра будут периодически звонить вам в компанию и просить провести, скажем, мастер-классы и тренинги по построению карьеры либо по профессиональным вопросам.

Подготовьте для вуза презентацию-предложение. Заключите соглашение о стратегическом партнерстве

После того, как Вы обдумаете, что предложить высшему учебному заведению, с которым хотите наладить сотрудничество, нужно выработать концепцию этого сотрудничества, отразить все это в презентации. В ней не просто охарактеризуйте, какая хорошая у вас компания, не просто заявите о том, что хотите приглашать студентов на практику и стажировку, располагаете всем необходимым, чтобы провести ее, но и конкретно укажите, что предлагаете вузу, что ждете от него. Тогда договориться будет легче.

Затем свяжитесь с деканом интересующего Вас факультета или с заведующим конкретной кафедры, попросите встретиться с Вами. Во время встречи покажите презентацию, обсудите все нюансы. Если есть обоюдное желание сотрудничать, подпишите соглашение о стратегическом партнерстве. Это нужно и Вам, но особенно — вузу. Для него соглашение — показатель того, что у компании серьезные намерения1.


СНОСКА 1
Как может выглядеть соглашение о стратегическом партнерстве компании и вуза, смотрите на нашем сайте www. HR-director.ru/ldoc

Татьяна СТЕПАНЧЕНКО, Директор по персоналу компании «АВТОДОМ»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Директор по персоналу» –
практический журнал по управлению человеческими ресурсами

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57623 от 08.04.2014.


  • Мы в соцсетях
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

А кроме того, ваc ждут подарки:
- журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
- подборка самых интересных статей за месяц,
- видеосеминары и презентации по HR вопросам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Статьи обязательные к прочтению!