Как выбрать молодого наставника для сотрудников в возрасте?

863
В холдинге организовали наставничество наоборот: трое молодых работников в течение месяца обучали управленцев новым технологиям. Руководители пожаловались HR-директору: «Нам много чего рассказали, но мы почти ничего не поняли». Какой выход?

В производственном холдинге установили компьютерную программу, чтобы с ее помощью управлять оборудованием. Это обернулось проблемой: линейные руководители, которым за 45, не смогли самостоятельно освоить программу. Тогда в холдинге организовали наставничество наоборот: трое молодых работников в течение месяца обучали управленцев новым технологиям. Но воз и ныне там. Руководители пожаловались HR-директору: «Нам много чего рассказали, но мы почти ничего не поняли».

Проверьте его на толерантность, приглушите конфликт поколений

Стало ясно: наставники и обучаемые говорили словно на разных языках. Вспоминаются слова знаменитой актрисы Фаины РАНЕВСКОЙ: «Или я старею и глупею, или нынешняя молодежь ни на что не похожа! Раньше я просто не знала, как отвечать на их вопросы, а теперь даже не понимаю, о чем они спрашивают».

Такое непонимание – следствие разницы в мироощущении, которая есть у молодых и пожилых. И к сожалению, HR-специалисты утверждают, что эта разница сейчас лишь увеличивается, так как появилось загадочное поколение Y с особыми жизненными ценностями. Следовательно, пресловутый конфликт отцов и детей будет лишь обостряться.

А значит, наладить настоящий обмен опытом между молодежью и сотрудниками в возрасте, смогут лишь те HR-ы, которые умело снивелируют разницу во взглядах и мировосприятии, смогут выбрать терпимого к старшим коллегам молодого наставника, понимающего логику их мыслей и действий и готового разговаривать с ними на понятном именно им языке.

Пример

Когда в промышленном комбинате внедрили электронную систему управления Workforce Management, то организовали обучение для руководителей отдела продаж, HR-департамента, бухгалтерии и финансового управления. Им предстояло научить подчиненных своевременно вводить все необходимые данные, чтобы программа синтезировала отчеты по прибылям, эффективности персонала, продажам. Учителем был молодой сотрудник IT-отдела комбината. Он все четко показывал. Руководители вроде бы все понимали, но после обучения не смогли самостоятельно работать в системе. HR-директор выяснил почему: молодой наставник не пояснял логику работы самой программы. Тогда пригласили в наставники специалиста компании-провайдера. После его обучения руководители смогли работать в системе.

Как выбрать молодого наставника для сотрудников в возрасте?

Наталья СТАТКЕВИЧ,
Директор по персоналу сети школ иностранных языков ALIBRA SCHOOL

В нашей компании работают сотрудники разных возрастов. Именно молодые представители отделов продаж и маркетинга чутко улавливают тенденции рынка, ожидания клиентов и предлагают интересные идеи и варианты решения задач. Являясь частью современной интернет-культуры, молодые педагоги подсказывают старшим коллегам, например, как общаться в социальных сетях, рассказывают о новых техниках, позволяющих лучше закреплять материал, о способах увлечь слушателей на занятии либо мотивировать их серьезнее заниматься иностранным языком. Кроме того, на конференциях молодежь цепко выхватывает ценную информацию, скажем о новых сленговых языковых оборотах, и делится этой информацией со старшими. Так проявляется у нас обратное наставничество, благодаря которому улучшаются результаты работы всей компании.

Смягчите противостояние поколений – объясните молодым, что у старших коллег другая «эмоция счастья»

Эту эмоцию обнаружила профессор психологии из Университета Пенсильвании Кэсси МОГИЛЬНЕР. Суть в том, что старшее поколение ценит не будущее, а настоящее, и «эмоцией счастья» являются покой и удовлетворение. Именно поэтому люди в возрасте настороженно относятся к новым технологиям, так как боятся, что все это лишит их покоя и умиротворения. Но это не значит, что опытные сотрудники консервативны в принципе.

Разъясните: консерватизм старших – следствие изменений в их психике и физиологии

Старшее поколение не желает действовать активно, придерживается сложившихся за годы стереотипов. Так думают молодые сотрудники. Объясните им: стереотипы – оборотная сторона предыдущего профессионального опыта пожилых, а неактивность и сдержанность в принятии решений – следствие психо-физиологических изменений. Человек в возрасте ориентирован не на окружение, как молодой, а на самого себя. Становясь интровертом, он пытается защитить собственный внутренний мир.

Пусть наставник объясняет, чем новые методики полезны каждому старшему сотруднику

Не стоит думать, что достаточно лишь заразительно рассказать о новинке и старшие сотрудники загорятся идеей. Не подействует на пожилых и упор на то, что передовой проект общественно значим. Убеждать их надо, упирая на личные выгоды, которые возрастные сотрудники получат от внедрения новинок. Объясните это молодому наставнику.

Пример

На крупной птицефабрике ввели автоматизированную систему составления графиков работы и отчетности. И хотя начальники цехов давно жаловались на то, как сложно составлять графики работы весной и летом (в период вывода цыплят, утят, гусят и индюшат приходится трудиться круглосуточно), руководители восприняли новшество в штыки: «Всю жизнь работали без системы, зачем она?!» НR-директор побеседовал с ними и понял: они боятся, что потратят время на освоение программы, а пользы не будет. Тогда Директор по персоналу попросил молодого сотрудника сделать презентацию, в которой предлагал рассказать начальникам цехов, какие выгоды они получат. Например, сотрудники сами будут заносить себя в график работы, но, если что-то не так, система сообщит об этом начальнику цеха. Ему надо будет лишь следить за графиком. Кроме того, программа сама составит отчет в конце месяца. Начальники цехов поняли, что их работа облегчится, и с желанием стали учиться работать в системе.

Как выбрать молодого наставника для сотрудников в возрасте?

Cветлана КРУГЛОВА,
старший менеджер по управлению персоналом PwC в России

Молодые специалисты, родившиеся после 1980 года (поколение Y или millenials), к 2020 году будут составлять 50 % всех сотрудников в компаниях. Это показало международное исследование PwC «Миллениалы на работе: рабочее пространство приобретает новую форму». Поэтому, хотят HR-менеджеры или не хотят, им придется все чаще делать молодых сотрудников наставниками для старших. Две трети опрошенных представителей поколения Y отметили, что их коллеги в возрасте не воспринимают новые технологии. 95 % представителей поколения Y соблюдают баланс между работой и личной жизнью, готовы переехать в другие регионы и страны ради интересной работы, хотят учиться новому. Эти качества тоже стоит перенимать старшим.

Определите, толерантен ли молодой наставник к старшим с их недостатками

От того, насколько толерантен (терпим) будет молодой наставник к сотрудникам в возрасте, зависит, сможет ли он терпеливо, подбирая простые слова, объяснить им, как и что делать.

Выявить толерантность можно с помощью тестов. Например, один из них так и называется – «Тест на толерантность» (см. образец теста). Есть еще один – тест Рэймонда КЕТТЕЛА.

Суть теста на толерантность: приводится 45 суждений и тестируемый должен оценить, насколько каждое из суждений верно по отношению к нему. Если неверно, тестируемый ставит 0 баллов, если верно в некоторой степени – 1 балл, если верно в значительной степени – 2 балла. Затем весь тест делится на девять шкал * и внутри каждой подсчитывается количество баллов. Чем больше баллов, тем выше степень нетерпимости к окружающим.

Тест Рэймонда КЕТТЕЛА позволяет определить индивидуально-психологические особенности наставника и сделать вывод о том, насколько он совместим с представителями старшего поколения. Сокращенный вариант опросника содержит 105 вопросов. К каждому приводится три варианта ответов. Проверяемый выбирает один и помечает его. Затем ответы переводятся в баллы **.

Выберите в наставники неторопливых и терпеливых молодых людей

У опытных работников в возрасте 40–60 лет может происходить так называемое первичное старение. Иначе говоря, скорость, с которой информация обрабатывается в центральной нервной системе и усваивается мозгом, снижается. Немного ухудшаются сенсорные функции – моторика, восприятие нового, запоминание. Поэтому попросите наставника неторопливо говорить и неспешно перелистывать слайды презентаций на занятиях. Ведь он говорит о принципиально новых для возрастных сотрудников вещах. Кроме того, учителю нужно подбирать лексику, предельно понятную для слушателей.

Пример

На мясо-молочном комбинате молодому сотруднику поручили обучить опытных начальников цехов составлять отчеты в Excel и делать презентации в Power Point. HR-директор попросил, чтобы юный наставник все буквально разжевывал, рассказывал обо всем необходимом очень подробно. Он последовал совету и составил подробную презентацию как инструкцию, посвятив каждому действию в программе отдельный слайд. Например, первый слайд гласил: «Действие первое: открываете закладку, кликнув на слово «Открыть программу». На втором слайде написано: «Действие два: ищите кнопку «Войти» (и эта кнопка нарисована). Третий слайд: «Действие третье: кликайте по кнопке «Войти». Начальники цехов успевали все записать. Через месяц они уже самостоятельно работали в программе.

Не сразу разные поколения научились ценить опыт друг друга

В древние времена в диких племенах, существовавших благодаря охоте, умерщвляли пожилых соплеменников, когда силы и память начинали подводить их. (Поль ГОЛЬБАХ, Клод ГЕЛЬВЕЦИЙ.) В Малороссии людей в возрасте вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг, где они умирали с голоду и холоду. По мнению американского антрополога Льюиса МОРГАНА, все изменилось, когда люди стали использовать огонь. Люди в возрасте умели готовить пищу и поддерживать огонь, этот их опыт стал цениться. Развитие сельского хозяйства также способствовало повышению ценности людей в возрасте. Они знали секреты выращивания зерновых и других культур, а также сохраняли запасы пищевых продуктов своих молодых соплеменников. Тогда и зародился обмен: молодежь обеспечивала пожилых продуктами питания, а пожилые передавали свой опыт в поддержании огня и в приготовлении пищи.

Важное требование – тактичность учителя. Составьте для него пять правил

Во-первых, молодому наставнику предстоит обучать не всегда рядовых сотрудников, но и управленцев. С ними особенно надо быть любезным, учитывая, что они и старше, и выше учителя по должности. Во-вторых, сотрудников со стажем, осознающих свою слабость во владении компьютерными технологиями, легко обидеть небрежным словом. Это чревато конфликтом. Разработайте для молодого наставника пять правил тактичности (см. схему ниже). Пусть он придерживается их в работе.

Пусть первым учеником молодого наставника станет HR-менеджер

Это позволит проверить, способен ли молодой и знающий сотрудник проводить занятия так, чтобы старшему поколению все было интересно и понятно. Ведь нередко бывает, что сами молодые люди компетентны, безупречно владеют информационными технологиями, но не умеют объяснить другим, как все работает.

Попросите старшее поколение выбрать себе наставника из молодых

Так Вы покажете, что готовы учесть мнение и интересы опытных управленцев. А наставник будет желанным учеником для них, что сведет к минимуму риск конфликтов. Если молодой ментор разочарует, обучаемые не смогут обвинить Вас в этом – они его выбрали.

Пример

Знаменитый Джек УЭЛЧ, возглавлявший компанию General Electric более 20 лет, однажды был вынужден выводить ее из кризиса. Гендиректор собрал всех своих 500 топ-менеджеров и сказал: «Чтобы компания стала прибыльной, Вы должны освоить новые компьютерные технологии. В этом Вам помогут только молодые сотрудники. Сами решите, кто Вас в состоянии обучить!» Топ-менеджеры составили опросник, в котором перечислили фамилии десяти молодых продвинутых пользователей PC. Затем каждый из топов отметил ту кандидатуру, которая, на его взгляд, подходит для роли наставника. Наибольшее количество получили трое молодых работников, они и стали обучать старших передовым методам. Через год дела у компании пошли вверх.

Еще древние философы столкнулись с различиями во взглядах разных поколений

Мудрец и философ СОКРАТ за 400 лет до нашей эры писал: «Наша молодежь любит роскошь, дурно воспитана, насмехается над начальством, не уважает стариков». А еще раньше, за 700 лет до нашей эры, ГЕСИОД писал: «Я утратил всякие надежды на будущее нашей страны, если современная молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна!» Но мир не рухнул, а продолжил развиваться.

Проследите, чтобы наставник чаще проводил круглые столы и вечера вопросов-ответов

Иначе говоря, чтобы он не ограничивался только традиционными форматами – лекциями и семинарами. Когда речь идет о сотрудниках в возрасте, да еще и управленцах, то молодой работник должен рассматривать наставничество не только как обучение, но и как форму взаимодействия и сотрудничества. Пусть он предоставляет как можно больше времени для интерактива, дает обучаемым возможность самим задать тему для обсуждения, обо всем расспросить. Отвечая на вопросы, наставник сможет понять, что нужно разъяснить подробнее, хорошо ли усваивается материал.

Схема. Пять правил тактичности в общении молодого наставника с учениками в возрасте

Как выбрать молодого наставника для сотрудников в возрасте?

Как выбрать молодого наставника для сотрудников в возрасте?

Анастасия НОВИКОВА,
Директор по персоналу компании «ГИПРОНИИАВИАПРОМ»

Молодые специалисты (поколение Y) могут научить старшие поколения – беби-бумеров (1940–1960 годы рождения) и поколение Х (1960–1980 годы рождения) – проявлять гибкость в работе и в межличностных отношениях, быстро принимать решения, что особенно важно в авральных ситуациях. Молодые специалисты креативно решают стандартные задачи, интересуются передовыми технологиями. Это благотворно сказывается на общем результате. Чтобы избежать перекосов в обратном наставничестве и конфликтов, правильно расставляйте акценты в ходе его внедрения: отдавайте должное лучшим качествам молодежи и подчеркивайте заслуги специалистов старшего поколения. В нашей компании они «заложили» основу проектной деятельности и стояли у истоков сегодняшних достижений. Это грамотные специалисты, нацеленные на результат, исполнительные и преданные своему делу люди.

Объясните и старшему поколению, что у молодежи другая «cчастливая эмоция»

Профессор психологии Кэсси МОГИЛЬНЕР утверждает, что молодежь в подавляющем большинстве ассоциирует свои чувства с будущим. А потому их «счастливая эмоция» – возбуждение и ожидание. Они живут предчувствием лучшего. Кроме того, ориентированы на окружающее, им важно общественное признание. Объясните сотрудникам в возрасте, что именно поэтому молодые бывают порой даже излишне амбициозны и хватаются за все, что выглядит передовым и инновационным. У них все горит, эмоциональность и возбудимость повышены, жизненные позиции максималистские, ценности идеализируются.

Признайте недостатки молодежи, но отметьте и плюсы

Недостатки: небольшой жизненный опыт, отсутствие глубины, зыбкость нравственных позиций.

Плюсы: молодые сотрудники полны энергии и готовы работать с полной отдачей. Если нет семьи, они могут работать сверхурочно, в выходные и праздничные дни. Начинающие специалисты нередко имеют хорошее образование, знают языки, разбираются в компьютерах, умеют посмотреть на привычные, казалось бы, вещи свежим взглядом и выработать нестандартные идеи и решения. Молодежь не дает компании превратиться в стоячее болото.

Посоветуйте старшим не показывать, что они контролируют наставника

Напротив, пусть они всячески подчеркивают, что наставник полностью свободен в выборе и методов преподавания, и тематики занятий. Тогда он будет работать лучше и, возможно, удивит интересной подачей материала. Это объясняется тем, что молодежь подсознательно стремится избавиться от внешнего контроля.

Побеседовав с представителями старшего поколения, попросите их тоже проявлять толерантность к молодым учителям. Не секрет, что опытные сотрудники порой считают для себя оскорбительным, что их учат молодые.

Мотивируйте молодых наставников – включите их в кадровый резерв

Это будет мотивировать молодых менторов работать лучше, проявлять такт и толерантность. Если же Вы по каким-либо причинам не хотите делать молодых специалистов резервистами, используйте другие способы поощрения и мотивации, например устраивайте конкурсы на лучшего наставника. Выбирайте его по результатам опроса тех, кто был в роли учеников. Это повысит ответственность наставника за качество обучения, а также укрепит взаимодействия между наставниками и обучаемыми.

Нелли МАВРИНА,Директор по персоналу компании «Садовое кольцо»

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...





      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Директор по персоналу» –
      практический журнал по управлению человеческими ресурсами

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-66264 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

      Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

      А кроме того, ваc ждут подарки:
      - журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
      - подборка самых интересных статей за месяц,
      - видеосеминары и презентации по HR вопросам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Пожалуйста, войдите на сайт

      Скачать файл просто! Нужна только регистрация! (это быстро)

      Вы получите расширенный доступ к материалам портала «Директор по персоналу»:

      • Экспертным статьям по актуальным вопросам HR;
      • Тестам оценки персонала;
      • Эффективным алгоритмам поиска, собеседования, адаптации персонала;
      • Советам и рекомендациям от ведущих экспертов;
      • Другим полезным материалам для развития личности.
      Регистрация займет 1 минуту, польза окажется бесценной!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

      Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

      После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

      Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль