Реформирование системы подготовки рабочих. Интервью с Элеонорой АГЕЕВОЙ

2101
Фотоматериалы, обучающие фильмы, 3D анимация, специальные тренажеры – все это ТНК-ВР самостоятельно создала и внедрила, чтобы, говоря языком производственников, доводить рабочих до нужного профессионального уровня. Этот проект ТНК-ВР в 2010 году признан лучшим в номинации «Вперед в будущее» среди программ по профобучению конкурса Investor. Как компания выстраивала систему обучения и когда оправдались высокие затраты на нее?

- Элеонора, почему ваша компания решила реформировать систему подготовки рабочих?

- В ТНК-ВР ежегодно приходят около 2000 новых рабочих. У них есть необходимые допуски и удостоверения, но новички не могут эффективно трудиться на своих рабочих местах. Мы начали искать причины. Стали смотреть, чему учат рабочих, как и кто учит.

- То есть вы имеете в виду начинающих рабочих, которые только что вышли из учебных заведений?

- Да, в первую очередь именно молодых, которые приходят к нам из вузов и в первый год трудятся в рабочей должности (около 20 % сотрудников), из техникумов и других заведений среднего профессионального образования (около 5 % работников), а также из региональных учебных центров начального профессионального образования (75 %).

Интервью с Элеонорой АГЕЕВОЙ: «Мы убедились: своя система обучения рабочих - это сначала затраты, а затем экономические выгоды для компании...»

Будем знакомы. Элеонора АГЕЕВА закончила факультет инженерной механики Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. ГУБКИНА. Позже получила диплом менеджера Открытого Университета Великобритании. В нефтегазовых компаниях работает 15 лет, за это время успешно реализовала множество проектов по обучению, оценке и развитию персонала. Например, один из проектов, которым Элеонора АГЕЕВА руководила в ТНК-ВР, был признан победителем в номинации «Молодые таланты – капитал будущего России» на конкурсе «Корпоративный донор России – 2008». Награждена медалью «За творческий вклад в науку, культуру и образование России» Министерства энергетики РФ.

- И что же, – их учат не тому и не так, как надо?

- К сожалению, да. Все не понаслышке знают, что система образования давно не соответствует требованиям бизнеса. Мы поняли, что в системе профессиональной подготовки рабочих кадров для нефтегазовой отрасли есть серьезные проблемы. Из-за них система не в состоянии готовить таких рабочих, которые нужны бизнесу. Мы поняли, что настоящим обучением должны заниматься сами. Стандарты, разработанные десятки лет назад, нуждаются в обновлении.

- С чего вы начинали?

- Мы решили, что будем реализовывать проект «Совершенствование системы профессиональной подготовки рабочих кадров в региональных учебных центрах компании». Сформулировали цель проекта: «Повышение эффективности производства за счет снижения издержек, вызванных недостаточной квалификацией персонала». Кроме того, мы задали себе три вопроса, на которые нам нужно найти ответ, чтобы создать такую систему обучения, которая бы позволяла получить реальный, измеряемый бизнес-результат. Вот эти вопросы: Чему нужно учить наших рабочих? Как нужно учить наших рабочих? Кто должен учить наших рабочих?

О компании

ТНК-ВР – нефтегазовая компания России, входит в число 10 крупнейших частных нефтяных компаний в мире по объемам добычи нефти. На предприятии работают 50 000 сотрудников

- Вероятно, ответ на первый вопрос – «Чему надо учить» – вы отлично знали. Оставалось только это систематизировать и зафиксировать…

- Вы правы. Четкий ответ на этот вопрос – в корпоративных профессиональных стандартах, которые мы разработали для семи ключевых профессий. Каждый стандарт описывает все, что касается конкретной рабочей профессии: в чем заключаются функции рабочего и какие конкретные действия он должен уметь совершать, какими должны быть условия его труда, какой квалификацией он должен обладать.

В стандарте прописаны также корпоративные требования по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды. Разрабатывая стандарты, мы должны были знать, какие изменения произошли на производстве за последние годы. Для этого мы собирали экспертов предприятий нашей компании, проводили фокус-группы, на которых обсуждали, из чего конкретно складывается работа по каждой профессии.

В результате, мы получили детальное описание, чем занимаются рабочие современной нефтегазовой компании. Располагая таким описанием, мы смогли двигаться дальше – определить профессиональные знания и умения, которыми должен обладать рабочий, чтобы эффективно и безопасно выполнять работы. Так что, чему нам надо научить рабочих, мы действительно хорошо себе представляли.

Интервью с Элеонорой АГЕЕВОЙ: «Мы убедились: своя система обучения рабочих - это сначала затраты, а затем экономические выгоды для компании...»

Такие презентационные материалы используют преподаватели. На фото – лучшие рабочие компании. Они показывают, что, как и в какой последовательности делать

- Как вы справились со вторым вопросом – «Как учить»?

- Мы реформировали содержание учебного процесса в наших Региональных учебных центрах. Для каждой профессии были разработаны новые, отвечающие современным требованиям учебные программы. Теперь они состоят из модулей, каждый из которых привязан к конкретной трудовой функции. Чтобы знания и умения усваивались качественно и за более короткие сроки обучения, чем прежде, мы создали пакеты современных учебно-методических материалов по каждой из профессий. А инструментом объективной оценки знаний и навыков рабочих сделали контрольно-измерительные материалы: профессиональные тесты и квалификационные задания. Подход к оценке эффективности профессионального обучения стал другим.

- Что конкретно изменилось в учебно-методических материалах и почему знания усваиваются лучше и быстрее?

Интервью с Элеонорой АГЕЕВОЙ: «Мы убедились: своя система обучения рабочих - это сначала затраты, а затем экономические выгоды для компании...»- К примеру, преподаватели теперь обеспечены презентационными материалами. В них представлена не только теория, но и схема практических действий. Причем последовательность этих действий иллюстрируется и реальными фотографиями. На них запечатлены рабочие нашей компании, победившие в корпоративных конкурсах профессионального мастерства. Рабочие демонстрируют, как и что надо делать.

Еще одно новшество – обучающие фильмы. Мы снимаем их непосредственно на месторождениях.

Усвоению теоретического материала помогают мультимедийные учебные пособия, показывающие весь цикл работ – от скважины до сдачи продукции. Технологический процесс словно разложен по блокам и составляющим. А каждый вид оборудования, используемого в работе, представлен в 3D анимации.

Интервью с Элеонорой АГЕЕВОЙ: «Мы убедились: своя система обучения рабочих - это сначала затраты, а затем экономические выгоды для компании...»Мультимедийные пособия наглядно показывают, что и как происходит на каждом из этапов работы

Для закрепления материала используются тренажеры. Некоторые навыкиудаетсяотработатьна полигоне. Таким образом, содержание обучения теперь полностью отвечает тем реальнымпрофессиональным задачам, которые приходится решать рабочим компании в повседневной деятельности. Это отражается и в разработанных квалификационных профилях по профессиям.

4 направления, в которых ведется совершенствование профессиональной подготовки рабочих кадров в ТНК-ВР:

  • обеспечение актуальности профессиональных стандартов требованиям бизнеса;
  • обеспечение высокого качества учебных программ;
  • обеспечение учебного процесса материально-технической базой;
  • поддержание необходимого уровня квалификации преподавателей.

- Кстати, о персонале учебных центров. Если сменились учебнометодические материалы, то и преподавать надо по-новому. Вы меняли преподавателей?

- Нет, преподавателей мы переучили. Для этого была разработана целевая трехмодульная программа переподготовки преподавательского состава Учебных центров. После такой переподготовки каждый преподаватель получил методическое пособие «Стандарт обучения рабочих». В нем описан весь процесс преподавания – от методологии разработки стандартов до рекомендаций по форме проведения занятий в классе и на учебном полигоне. Конечно, не все получается просто и быстро. Чтобы разработать профессиональный стандарт, пакеты тестов, учебно-методические материалы по профессии, требуется около двух лет.

- А кто все это разрабатывал? Вы привлекали людей со стороны?

- Это самое сложное – найти грамотных экспертов, которые не просто знают работу, но и способны быть эффективными в несвойственной им роли методологов. Такие эксперты есть и среди сотрудников компании, и среди преподавателей учебных центров. Методологию разработки нам предоставили консультанты Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей – Ирина ВОЛОШИНА, Наталья ПОСТАЛЮК, Светлана ЕФИМОВА. Они обучают наших экспертов и помогают в процессе разработки.

- Хорошо, вы разработали новые учебно-методические материалы, переучили преподавателей, провели первое обучение. Результаты были впечатляющими сразу?

- Ну, судите сами. В 2009 году мы обучили в Региональных учебных центрах пилотные группы по профессии «Оператор по добыче нефти и газа». Мы сравнили результаты этихгрупп с результатами другой группы, которая обучалась по типовой программе без использования новых учебно-методических материалов. Разница в усвоении материала составила 30%. В пользу новых стандартов. Еще пример. Также в 2009 году провели тестирование рабочих на одном из предприятий Оренбургского региона НГДУ «Сорочинскнефть», выявили основные пробелы в знаниях. Затем провели пилотные технические курсы «быстрой отдачи». Прирост знаний по итогам обучения – от 25 до 35%. Сейчас мы постоянно проводим оценку знаний и навыков рабочих, организуя впоследствии обучение. Все это делается в рамках новой программы «Наставничество и развитие рабочих кадров»*, которая внедрена на предприятиях ТНК-BP по инициативе Исполнительного директора компании Германа ХАНА. Программа направлена на то, чтобы повысить престиж рабочей профессии, возрождать рабочие династии. Ведь это – залог передачи качественных знаний от поколения к поколению рабочих. Практические навыки наставничества мы описали в книге «Опыт наставника». Кроме того, наставники используют квалификационные профили и практические кейсы, разработанные для профессионального обучения.

Что сделать, чтобы извлечь и передать опыт".

Интервью с Элеонорой АГЕЕВОЙ: «Мы убедились: своя система обучения рабочих - это сначала затраты, а затем экономические выгоды для компании...»-Элеонора, теперь хотелось бы подробнее узнать о том, как эффективность обучениявлияет на бизнес?

- Об этом мы тоже думали в первую очередь. Наряду с другими подразделениями ТНК-BP HR-департамент участвует в повышении капитализации компании, ее прибыльности и эффективности. Поэтому инициируя проект по совершенствованию системы профессиональной подготовки рабочих, Управление кадров ТНК-BP понимало, какие выгоды получит предприятие. Что такое квалифицированный хорошо обученный сотрудник? Это низкий уровень травматизма и аварийности, низкий процент ошибок в технологическом процессе и выхода из строя и простоя оборудования по вине персонала. А в конечном итоге – это низкий уровень себестоимости продукции. А она влияет на показатели прибыли. И добиваться этого помогает действующая система обучения и развития персонала.

Для семи профессий в компании разработаны квалификационные профили. Исходя из изложенных в них требований к рабочим, составлялась программа обучения

- Как это выражается в цифрах?

- Мы начали реализовывать программу обучения в 2008 году. Сравнивая показатели 2007 года (когда этой программы еще не было) с результатами деятельности компании в 2010 году, видим: количество дорожно-Интервью с Элеонорой АГЕЕВОЙ: «Мы убедились: своя система обучения рабочих - это сначала затраты, а затем экономические выгоды для компании...»транспортных происшествий снизилось на 60,5%; потери трудоспособности – на 57%; случаев разливанефтепродуктов стало меньше на 49%. В 2010 году у нас вообще зафиксированы лучшие показатели в областиохраны труда,промышленной безопасности и охраны окружающей среды по сравнению с 2007 годом. Уже в этом году мы планируем провести оценку эффективности новой системы обучения рабочих на примере одной из профессий.

В специальном пособии собран теоретический материал и практические задания для тех, кто самостоятельно готовится стать наставником

- Элеонора, все у вас хорошо и удачно. И все же сталкиваетесь вы с какими-то проблемами, реализуя новую программу обучения рабочих?

- Сложностей много. Например, каждый рабочий ежегодно проходит несколько обязательных обучающих мероприятий – допуски на отдельные виды работ, аттестации, обучение по оказанию первой помощи, повышение разряда, а тут мы еще массово отвлекаем рабочих на оценку, короткие курсы. Все это создает дополнительные трудности для цеховых руководителей, призванных выполнять производственные задания. Выход – оценивать эффективность, показывать результат линейным руководителям, обсуждать.

Сложно выбрать среди профессиональных рабочих тех, кто наделен талантом передавать знания молодым. Но нас радует, что многие рабочие сами проявляют инициативу – хотят быть наставниками.

Есть сложности с доступом рабочих к учебным материалам для самоподготовки. Но справиться с ними поможет новый технический ресурс «Портал знаний», который сейчас внедряется. Он также упростит администрирование программы на местах.

Мы стараемся постоянно развиваться и готовы поделиться своими наработками с другими компаниями нефтегазового сообщества. Мы предлагаем им включиться в эту деятельность. Возможно, наш локальный корпоративный проект даст старт процессу реформирования государственной системы подготовки рабочих.

Беседовал Леонид МАЗУРИК,
главный редактор журнала «Директор по персоналу»


* О том, как добиться, чтобы институт наставничества эффективно работал, читайте в материале «Опытные сотрудники не хотят обучать молодых».

Интервью с Элеонорой АГЕЕВОЙ: «Мы убедились: своя система обучения рабочих - это сначала затраты, а затем экономические выгоды для компании...»

Оформите подписку на печатный или электронный журнал «Директор по персоналу»

Каждый месяц – несколько десятков статей, исследований, комментариев экспертов на актуальные темы. Подпишитесь и получите доступ к HR-сервисам и бонусам, среди которых есть такие востребованные, как бесплатное обучение.
Подписаться >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Директор по персоналу» –
практический журнал по управлению человеческими ресурсами

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57623 от 08.04.2014.


  • Мы в соцсетях
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

А кроме того, ваc ждут подарки:
- журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
- подборка самых интересных статей за месяц,
- видеосеминары и презентации по HR вопросам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Статьи обязательные к прочтению!