Кейс-метод в обучении персонала

503
Для грамотного обучения персонала топ-менеджер может использовать множество способов, в число которых входит и кейс-метод. Данная методика включает в себя огромное количество вариаций и преимуществ перед остальными подходами, и в данной статье мы постараемся дать ответ на вопрос, почему ответственные за обучение сотрудников специалисты предпочитают использовать именно его.

Из представленной ниже статьи вы узнаете:

  • в чем суть кейс-метода для обучения персонала;
  • как применять кейс-метод;
  • можно ли использовать кейс-метод для анализа компетенции сотрудников;
  • как правильно разработать кейс-методику;
  • какие преимущества кейс-метода для обучения персонала.

В чем суть кейс-метода для обучения персонала?

Основной особенностью кейс-метода обучения персонала является его целенаправленность. Другими словами, на практике моделируется определенная ситуация (как правило, проблемная), после чего участники процесса должны разработать и предложить наиболее эффективные методы ее устранения. Персонал организации должен как можно быстрее вынести на рассмотрение руководству действенную схему преодоления проблемных обстоятельств, способных вызвать серьезные осложнения для производства в будущем.Кейс-метод в обучении персонала

С момента первого применения кейс-метода для обучения персонала (в 20-х годах) схема действий разделилась на два основных направления. Первое предполагает определение одного решения ситуации, а второе заключается в определении сразу нескольких последовательных шагов. Нельзя сказать, является ли один из методов лучше другого, ведь в организациях могут проявиться совершенно разные проблемы, которые будут нуждаться в различных подходах.

Для кейс-методики характерно наличие следующих признаков:

  • создание четкой модели ситуации;
  • многополярность предлагаемых решений;
  • следование одной общей цели;
  • присутствие системы оценки предложенных вариантов решения задачи.

По этим признакам можно определить, оптимально ли использование именно кейс-метода для обучения персонала или лучше использовать какую-либо другую систему.

Как применять кейс-метод?

Кейс-метод лучше всего использовать в тех случаях, когда необходимо оперативно предоставить сотрудникам полезные практические навыки без отрыва от обучения теории. Современный маркетинг (в том числе и сетевой) подразумевает необходимость быстрой адаптации сотрудников к постоянно меняющимся условиям, так как мы не знаем, кто придет к нам за услугой или товаром в следующую минуту, или что изменится в отношениях с партнерами по бизнесу.

Менеджеры всех звеньев обязаны оперативно реагировать на различные ситуации и быстро искать выход из проблемного положения. Для этого кейс-метода потребуется грамотное обучение – преподаваемая тема сотрудникам должна быть предельно ясна. Другими словами, служащим предприятий любой сферы необходимо четко описывать основную цель деятельности компании и не игнорировать выносимые на рассмотрение с их стороны предложения.

Кейсы довольно часто используются при обучении выпускников высших учебных заведений, которые еще не располагают необходимыми практическими навыками. Грамотный подход к ознакомлению с проблемными нюансами позволит недавним студентам быстро понять, в чем заключается основная цель деятельности организации, на какие моменты следует обращать внимание в первую очередь, а на чем лучше не останавливаться.

Кейс-метод обучения будущих трудоспособных граждан должен обязательно проводиться максимально компетентным в данном вопросе специалистом. Им, чаще всего, может выступать преподаватель, профессор и менеджер высшего звена, обладающий наработанным практическим опытом. Представители компании также должны располагать навыками психологии, дабы освещаемая информация могла быстро доходить до собеседников, а проявляемая реакция сразу же учитывалась и запоминалась, как черта характера каждого отдельно взятого слушателя.

Рекомендуем материалы по теме:

  1. Кейс «Опаздывает или немного задерживается?»;
  2. Кейс «Воспитание лояльности»;
  3. Кейс «Проверяй, но доверяй».

Можно ли использовать кейс-метод для анализа компетенции сотрудников?

Как было сказано выше, описываемая методика является многофункциональной системой получения необходимых данных из актуальных источников информации. В процессе обучения менеджеры, ответственные за решение кадровых вопросов, могут быстро оценить квалификацию подчиненных.

Как правило, анализ компетентности будущих работников проводится на первичном этапе – во время приема на работу. Организовывающий собеседования специалист может спроектировать определенную ситуацию и спросить у соискателя, какие бы он мог предложить решения данной проблемы. Если будущий сотрудник не теряется и оперативно разрабатывает шаги преодоления кризисных обстоятельств (пусть они и не будут максимально действенными, по мнению кадрового специалиста) – это может свидетельствовать о том, что собеседник заинтересован в получении работы и готов вникать в трудовой процесс, участвовать в будущем фирмы и помогать решать сложные вопросы.

Для правильной оценки знаний работника важно, чтобы смоделированная ситуация была представлена максимально открыто. Другими словами, представитель компании должен сообщить работнику все данные, которые помогут ему решить проблему. Если собеседование проходит в группе, то анализ кейса позволит также понять, насколько слаженно могут работать в дальнейшем представители трудового коллектива, способны ли приходить к общему знаменателю и, вообще, насколько оперативно будущие коллеги смогут разрабатывать решения проблем, совещаясь и дискутируя.

Классификация кейс-метода

Кейс-метод приобрел огромное разнообразие классификационных сегментов, и на данный момент можно выделить следующие виды системы:

  • в зависимости от специфики решаемой задачи – проблемный и ситуационный;
  • в зависимости от структуры и объема задач – мини и комплексный;
  • в зависимости от источника предоставления нужной информации – вымышленный и реальный.

Для каждого отдельно взятого учреждения оптимальным будет определенный вид кейс-метода обучения персонала, выбирать который необходимо в зависимости от текущей ситуации. К примеру, организациям с большой текучестью кадров и постоянно обновляемым ассортиментом продукции, когда персонал не успевает запомнить весь список товаров, лучше всего подойдет ситуационная методика обучения персонала. В ситуациях, когда из-за одной проблемы под риском срыва находится важное мероприятие, подойдет комплексный метод. В целом, ответственный за обучение сотрудников работник должен самостоятельно принять решение о том, какой именно кейс-метод лучше использовать.

Как правильно разработать кейс-методику?

Не существует оптимального решения каждой проблемы, ситуации подразумевают совершенно разные причины возникновения. Как известно в медицине, лечить нужно не симптомы, а источник – данное правило действует и в менеджменте. То есть ответственному за обучение персонала сотруднику потребуется разработать оригинальную систему предоставления навыков и знаний, в зависимости от множества факторов.

Для создания наиболее эффективного кейса можно руководствоваться следующей пошаговой стратегией:

  • четко определить цель обучения;
  • проработать реальную ситуацию, сложившуюся в компании;
  • провести работы по поиску необходимой информации;
  • собрать и проанализировать данные;
  • подготовить первичный вариант кейса;
  • вынести на рассмотрение руководству составленную методику;
  • утвердить и ввести кейс в практику.

Члены коллектива или будущие сотрудники должны получить отображение ситуации в письменном виде, что позволит более точно понять суть проблемы. После этого проводится комплексное обсуждение, результатом которого должно стать составлением нескольких решений, которые, в теории, помогут нивелировать возможные для компании риски.

Преимущества кейс-метода для обучения персонала

Из вышеизложенного материала можно сделать выводы, которые позволяют гарантированно утверждать, что кейс-метод для обучения персонала является действенной и практичной стратегией предоставления сотрудникам необходимых практических навыков:

  • при использовании кейс-метода проецируются актуальные на данный момент ситуации, что позволяет получать нужные и полезные знания, способные вывести фирму из глубокого кризиса;
  • существенно экономится время для обучения, так как получивший необходимые знания работник может сразу же их применить на практике;
  • кейс-метод позволяет определить положительные и отрицательные стороны трудовой деятельности, акцентируя внимание на самых важных аспектах.

Если разработкой данной стратегии занимается настоящий профессионал, то за относительно короткий промежуток времени он сможет обучить целую группу лиц решать важные проблемы, которые довольно часто возникают в отечественных организациях. Кейс-метод содержит в себе все необходимые факторы, гарантирующие профессиональный подход в обучении квалифицированного персонала.

Рекомендуем материалы по теме:

  1. Какой должна быть структура кейса;
  2. Кейс «Сотрудники-конкуренты»;
  3. Кейс «Сложный подбор».
Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...





      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Директор по персоналу» –
      практический журнал по управлению человеческими ресурсами

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-66264 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

      Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

      А кроме того, ваc ждут подарки:
      - журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
      - подборка самых интересных статей за месяц,
      - видеосеминары и презентации по HR вопросам

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

      Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

      После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

      Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль