text
HRD-встреча на Волхонке!  | По вопросам подписки: 8 800 222-15-37
Директор по персоналу

Развитие наставничества: для чего это нужно компании

  • 15 февраля 2017
  • 1129

Наставничество представляет собой способ передачи навыков и знаний опытным сотрудником менее опытному коллеге. Внедрение и развитие наставничества особенно необходимо в быстрорастущих организациях, так как чаще всего используется для быстрой адаптации новых сотрудников в компании.

Что значит наставничество для компании и как его развивать

Наставничество – наиболее эффективная разновидность корпоративного обучения и адаптации новичков, где передача навыков и знаний происходит непосредственно на рабочем месте. За новым сотрудником официально закрепляется наставник, более опытный коллега, в процессе работы помогающий обучаться и контролирующий выполнение заданий.

Развитие наставничества: для чего это нужно компанииНаличие развитой системы наставничества характеризует зрелость предприятия в плане работы с персоналом, понимание руководством важных задач адаптации сотрудников. Этот механизм внутрикорпоративного обучения используется не только для новых сотрудников, но и при повышении сотрудника в должности, при переходе специалиста из одного структурного подразделения в другое и так далее.

Развитие наставничества в компании позволяет:

  • помочь новичкам быстро адаптироваться на рабочем месте и влиться в рабочий коллектив;
  • повысить качество обучения сотрудников;
  • развить у новых работников позитивное отношение к компании.
  • обеспечить преемственность менеджмента и максимальное раскрытие кадровых ресурсов;
  • уменьшить текучку кадров и повысить заинтересованность персонала в работе на предприятии;
  • быстро привить принятые в компании навыки общения и повысить корпоративную культуру сотрудников;
  • обеспечить развитие индивидуальных навыков и умений работников с минимальными затратами средств предприятия.

Наставничество способствует усилению привлекательности организации на рынке труда. Новые сотрудники полагаются на наставников, рассчитывают, что им помогут разобраться в сложных элементах работы и удачно вписаться в коллектив. Поэтому стремятся попасть в компанию, где развито наставничество. Внутри организации этот механизм также способствует улучшению психологического климата и имиджа работодателя в глазах сотрудников.

Сам наставник заинтересован в развитии этой обучающей системы. Опытный сотрудник, помогая новичку, развивает свои навыки управления, завоевывает репутацию профессионала и доверие коллег, повышая свой статус в компании, принимает участие в создании профессиональной команды. Это существенно повышает мотивацию работника и всей команды и положительно сказывается на эффективности работы всего предприятия.

Какие функции выполняет наставник

Наставник — это своего рода практический учитель, активное вмешивающийся в работу нового специалиста. На период работы с подопечным в его рабочие обязанности включаются функции, которые помогают новичку:

  • получить на рабочем месте профессиональные навыки, необходимые для выполнения его функциональных обязанностей;
  • понять и принять свое новое место и статус на предприятии;
  • освоить новые нормы поведения;
  • ознакомиться с корпоративными ценностями, сохранить уникальный опыт, принадлежащий компании;
  • наладить и поддерживать позитивные взаимоотношения с коллективом;
  • профессионально развиваться и строить карьеру.

С одной стороны наставник представляет интересы нового сотрудника в отношениях с предприятием, но одновременно является представителем компании для сотрудника.

В функции наставника также входит определение целей работы с подопечным на период его испытательного срока, подведение итогов по его завершении. Он же участвует в принятии решения об успешности прохождения испытания.

От чего зависит успех развития наставничества

Наставник в режиме реального времени, постоянно оценивает уровень своего подопечного, не позволяя ему терять квалификацию. Он отслеживает реакцию руководства, определяет слабые места в системе наставничества и соответственно корректирует план обучения.

При подведении итогов испытательного срока учитель и подопечный могут вместе проанализировать, насколько были достигнуты поставленные цели, если нет, то разобрать причину. Иногда в компаниях с более формализованным подходом наставник заполняет специальную анкету по итогам совместной работы. Новичок знакомится с результатами оценки прохождения испытательного срока, таким образом получая первую формальную обратную связь в компании.

Кто может стать наставником в коллективе и успешно развивать наставничество

Наставником в коллективе может стать высококвалифицированный специалист с приличным трудовым стажем работы на предприятии. Критерии отбора наставников зависят от особенностей корпоративной культуры конкретного предприятия, стиля управления и множества других факторов.

В компаниях с развитой корпоративной культурой и давними традициями наставником может стать любой сотрудник, достигший определенного должностного уровня. Если на предприятии только развивается наставничество, в качестве учителя на первых порах может стать любой доброволец, но все же для успеха всей системы необходимо, чтобы он максимально отвечал основным критериям:

  • умел поставить цель и найти наилучшие способы ее достижения;
  • мог доступно объяснять на словах, но главное – показать работу на примере;
  • обладал терпимостью, организованностью, тактичностью;
  • пользовался уважением в коллективе;
  • мог использовать умения и навыки других сотрудников;
  • умел слушать и задавать вопросы, сам был готов к обучению;
  • обладал способностью отстаивать свои убеждения;
  • мог обеспечивать конструктивную обратную связь.

Наставник не может занимать низшую должность на предприятии, а как минимум на 1-2 уровня выше подопечного. Это позволит построить результативное взаимодействие и эффективную передачу знаний. При этом особо важно сформировать грамотную обратную связь, в процессе которой ученик сможет полностью понять и усвоить полученную информацию и отработать навыки.

Хороший наставник обладает рядом положительных качеств и навыков:

  • имеет системное представление о работе своего отдела и предприятия в целом;
  • проявляет высокий уровень лояльности к компании, является носителем ключевых ценностей корпоративной культуры;
  • обладает значительным опытом в области своей профессиональной деятельности;
  • имеет желание стать наставником, искреннее стремится помогать подопечному, ратует за его успехи;
  • способен к конструктивной критике, прежде всего содержащей конкретные предложения по улучшению работы.

Нежелательно, чтобы роль наставника выполнял непосредственный руководитель сотрудника. Обучение на рабочем месте в этом случае может заменяться достижением высоких текущих результатов работы подчиненного.

Как долго должно продолжаться наставничество

Наставник совместно с руководством вначале обучения составляют план наставничества и отмечают критерии достижения успеха и примерное время продолжения обучения. Устанавливаются обстоятельства, способствующие достижению поставленных целей.

В процессе работы и обучения учитель сравнивает запланированные результаты с текущими, определяет расхождения и решает, какие действия нужно предпринять:

  • изменить цели;
  • досрочно завершить наставничество;
  • сделать вывод о несоответствии новичка новой работе;
  • прекращении испытательного срока.

Нередко определить единственно верный и эффективный подход к обучению затруднительно, поэтому рекомендуется сделать анализ всех возможных вариантов с точки зрения опыта их использования и выработать многоходовый план действий. Идеальный вариант, когда для достижения цели ученику необходимо овладеть определенными навыками. В этом случае наставник принимает решение о продолжении работы с подопечным самостоятельно, исходя из успешности отработки навыков.

На рабочем месте наставничество заканчивается сразу же по достижении поставленных целей либо по завершению испытательного срока новичка, если результат его работы и обучения был негативным. В некоторых случаях при положительном результате по завершению испытательного срока может быть принято решение о продолжении наставничества на небольшой срок для усовершенствования навыков подопечного.

Читайте также материалы по теме:


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение.
Это займет всего 2 минуты.


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
2 минуты, и вы продолжите читать
×
Пожалуйста, войдите на сайт

Скачать файл просто! Нужна только регистрация! (это быстро)

Вы получите расширенный доступ к материалам портала «Директор по персоналу»:

  • Экспертным статьям по актуальным вопросам HR;
  • Тестам оценки персонала;
  • Эффективным алгоритмам поиска, собеседования, адаптации персонала;
  • Советам и рекомендациям от ведущих экспертов;
  • Другим полезным материалам для развития личности.
Регистрация займет 1 минуту, польза окажется бесценной!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.