Методы обучения персонала в организации

796
Методы обучения персонала подразделяются на подготовку кадров, повышение квалификации и переподготовку. Научно-технический прогресс предполагает систематическое изменение технологического процесса и содержания трудовой деятельности. А это, в свою очередь, требует системного подхода к освоению новых знаний и позволит приобрести соответствующие навыки.

Из этой статьи вы узнаете:

  • какие цели обучения сотрудников считаются основными;
  • как осуществляется организация обучения персонала;
  • как выбрать виды и методы обучения персонала.

Какие цели обучения сотрудников считаются основными

Методики выбираются с учетом основных задач, стоящих перед организацией. Планомерный, целенаправленный, организованный систематический процесс позволяет овладеть соответствующими навыками, знаниями, умениями и способами, которые помогут повысить производительность труда. Опытные специалисты, руководители, наставники и Методы обучения персонала в организациипреподаватели ознакомят с современными производственными процессами, методиками эффективной работы.   

Необходимость непрерывности обучения персонала в организации подтверждают такие факторы, как:

  • внедрение новых технологий, которые систематически нужно осваивать;
  • появление новой техники, при работе с которой необходимо овладеть новыми навыками и умениями;
  • рост коммуникационных возможностей;
  • повышение конкуренции;
  • изменения технологических и информационных процессов.  

Обучение сотрудников необходимо осуществлять в сфере производства, где отрасль развивается бурными темпами. Ранее приобретенные знания, навыки и умения теряют свою актуальность. Появляется потребность в приобретении новых знаний, помогающих работать эффективно, управлять современными технологическими процессами и оборудованием. Работа в условиях рыночных отношений требует переобучения кадров, повышения квалификации специалистов, чтобы быстро адаптироваться к внедрению современных методов производства и технологических процессов.    

Уровень образования и практический опыт считаются основными показателями качества персонала. Специалисты кадровых служб несут ответственность за своевременное обучение и развитие персонала организации, разрабатывают комплекс эффективных методик, позволяющих провести подготовку, переподготовку и повышение уровня квалификации кадрового состава, планирование карьеры.

Основная цель повышения квалификации персонала заключается в необходимости подготовки работников, способных трудиться в меняющихся условиях, реализовывать программы по стратегическому развитию предприятия. В основе системы развития стоит целенаправленный комплекс мер, позволяющий в дальнейшем получить повышение по службе, развить потенциал сотрудников, комплекс информированности и квалификации с учетом меняющихся условий труда.   

Читайте также:

Цель организации обучения персонала с точки зрения работодателя и сотрудников

С точки зрения работодателя обучение персонала необходимо:

  • для внедрения новых технологических, информационных и других современных методов для осуществления эффективной работы;
  • создания высокопрофессиональной команды, способной решить стратегические задачи в короткие сроки;
  • выпуска высококачественной продукции, отличающейся конкурентоспособностью в рыночных экономических условиях;
  • поддержания экономической стабильности организации;
  • создания кадрового резерва, который будет успешно использоваться при расширении компании.  

С точки зрения сотрудников новые знания необходимы:

  • для получения возможности продвижения;
  • планирования карьеры;
  • повышения заработной платы;
  • приобретения знаний, которые помогут выполнять работу в установленные сроки и с высокими показателями качества;
  • получения наивысшей оценки во время проведения аттестации;
  • развития личности.

Что позволяет получить профессиональное обучение персонала

Новые знания Теоретические, практические и методические знания необходимы для быстрого освоения технологического производственного процесса. Это незаменимо в условиях изменения требований к качеству выпускаемой продукции оказания услуг или в процессе выполнения иной деятельности в соответствии со спецификой работы организации
Умения Независимо от того, какой опыт у сотрудника в сфере выполнения производственного процесса, изменение производственных условий труда, оснащение организации новым оборудованием предполагает получение дополнительных умений, которые помогут выполнять работу на соответствующем уровне качества
Навыки Специалисты, имеющие высокий уровень образования и достаточную квалификацию часто теряются и не могут выполнить работу при изменении производственных, информационных или технологических процессов. Дополнительные знания помогут решить этот вопрос в минимальные сроки

Как осуществляется организация обучения персонала

Применение различных методик разрабатывается с учетом специфики работы компании. Это может быть процесс, проводимый непосредственно на рабочем месте без отрыва от производства. Организация такого способа осуществляется путем привлечения специалистов, которые покажут и расскажут об основах нового технологического процесса.

Так же рационально применять учебные материалы, на основании которых обучение будет производиться в короткие сроки. Сотруднику необходимо ознакомиться с теорией и применить ее на практике. Такой способ чаще всего используется при установке современного оборудования с программным управлением. Если специалист до этого использовал механические приборы, выполняя аналогичный процесс, достаточно освоить новые механизмы, чтобы работа осуществлялась в том же режиме.  

Методы обучения персонала в организации

Обучение персонала на предприятии с отрывом от производства организуется с использованием упрощенного оборудования и инструментов. Такой способ рационально применять, если в организацию приняты ученики и работа начинается с выполнения простейших упражнений. Для осуществления обучения на предприятии организуют учебные классы с условиями, которые соответствуют выполнению последующих возложенных обязанностей.  

Виды обучения персонала на рабочем месте отличаются:

  • проведением инструктажа с ознакомлением сотрудника с общей информацией о новом оборудовании, особенностях его применения и специфики деятельности;
  • изучением специализированной литературы;
  • выполнением работы под непосредственным руководством обучающего персонала.

Виды обучения персонала вне рабочего места отличаются:

  • внедрением программного курса обучения с изучением теории и практики;
  • проведение деловых игр, тренингов, если специфика дальнейшей работы требует закрепление специальных умений и навыков;
  • моделированием процессов, возникающих постоянно в процессе работы;
  • программными процессами;
  • обучением действием.

Необходимо учитывать, что для любого вида обучения с отрывом или без отрыва от производства требуются специалисты, способные научить практическим навыкам, особенностям нового технологического процесса. Далеко не все организации имеют возможность применить такие методики на практике. Поэтому организуют повышение квалификации и обучение персонала, используя услуги специализированных учебных курсов.

Как выбрать виды и методы обучения персонала

Подготовка, повышение квалификации и переподготовка персонала основана на решении разных задач. При выборе видов и методов обучения персонала это необходимо учитывать.

  • В процесс подготовки персонала входит планомерное обучение, позволяющее выпустить квалифицированных специалистов, способных занять вакантные места и без применения дополнительных подготовительных методик самостоятельно осуществлять порученную работу.  

  • Переподготовка относится к виду форм и методов обучения персонала с целью усовершенствования умений, знаний и навыков. Чаще всего такой способ применяется при планировании ротации кадров или при изменении технологии производственного процесса.

  • Повышение квалификации. Обучение и развитие персонала в организации планируется при расширении кадров, когда опытных специалистов планируют перевести на вышестоящую должность.

Методы формы и виды обучения персонала в современном варианте интегрируют многочисленные способы:

  • пассивные и активные;
  • групповые и индивидуальные;
  • с отрывом и без отрыва от производства;
  • видеообучение;
  • дистанционное обучение.

Методы обучения персонала в организации Рина Опрышко, руководитель направления оценки и обучения «Дельрус»

«Основная сложность в проведении эффективного дистанционного обучения состоит в том, что данному формату недостает интерактивности очного тренинга. Очень тяжело удерживать внимание аудитории в течение продолжительного времени в случае вебинара. Решением может стать подача необходимого контента в форме серии коротких — 2-3-часовых вебинаров, либо использование элементов, позволяющих вернуть внимание слушателей — например, короткое тестирование усвоенного после небольших модулей, по результатам которого лучший сотрудник получает баллы, влияющие на его личный рейтинг.

Частота проведения обучения в дистанционном формате, опять-таки, зависит от его цели. Если, к примеру, мы говорим об адаптационном обучении, его разумно проводить для группы новых сотрудников ежемесячно. В случае долгосрочного обучения с посттренинговым сопровождением и заданиями, можно проводить его раз в 1-1,5 месяца, чтобы сотрудники успели усвоить новые навыки и применить их на практике, прежде чем приступать к следующему блоку обучения».

В зависимости от выбранных форм и методик можно получить планируемый результат. Компании, имеющие многочисленные филиалы в разных регионах, часто прибегают к дистанционным методикам, помогающим сократить материальные расходы и обеспечить полноценный курс одновременно большому количеству сотрудников. Что особенно актуально при изменении производственного процесса или смене оборудования.

Необходимо учитывать, что методы обучения персонала в организации, отличающиеся эффективностью, не всегда ведут к необходимости затрачивать крупные финансовые средства. Современные методики обходятся относительно недорого. Например, применение видеообучения или дистанционного обучения помогает одновременно решить ряд задач по внедрению новых технологий.  

Профессиональное обучение персонала

Первичные профессиональные программы на производстве эффективно внедрять только при наличии высокопрофессиональных и опытных наставников, способных на протяжении длительного времени передавать опыт и знания новым сотрудников. Для полного освещения темы на начальном этапе придется приобрести соответствующую методическую литературу, а для внедрения полученных навыков в практическую основу создать аналогичные условия, которые в дальнейшем присутствуют на рабочем месте.

Такие виды обучения персонала в организации отличаются высокими затратами. Многие управленцы предпочитают заключить договор со специализированными учебными центрами, чтобы в дальнейшем получить полностью подготовленный персонал, способный самостоятельно выполнять порученную работу.  

При выборе форм и видов стоит учитывать, рационально ли создавать учебную базу на базе предприятия или лучше воспользоваться услугами специализированных центров, заплатив определенную сумму за весь курс обучения.  

Возможно, вам будет интересно узнать:

Анонсы будущих номеров

    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...


      Рассылка




      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Директор по персоналу» –
      практический журнал по управлению человеческими ресурсами

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57623 от 08.04.2014.

      
      • Мы в соцсетях
      ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

      Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

      А кроме того, ваc ждут подарки:
      - журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
      - подборка самых интересных статей за месяц,
      - видеосеминары и презентации по HR вопросам

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

      Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

      После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

      Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль