Психологические теории мотивации трудовой деятельности

1128
Психологические теории мотивации направлены на побуждение к действию. Успешное применение основных факторов заложено в основе высокопроизводительного труда. Это позволяет обеспечить экономическую стабильность и развитие предприятия.

На чем основаны и чем отличаются психологические теории мотивации труда

Психологические теории мотивации трудовой деятельности

Психологические теории мотивации появились впервые в прошлом столетии. Впервые термин был применен А. Шопенгауэром в 1900-1910 году. Объяснение причин, побуждающих к осуществлению действий, рассматриваются в материалах «Четыре принципа достаточной причины».

Слово «мотивация» произошло от латинского «мотус» — движения, направленные на достижение определенных результатов. В современном мире мотивация трактуется для определения поведения, совокупности побуждений, позволяющих совершать направленные действия и выполнять определенные виды деятельности.  

Основные психологические теории мотивации труда описаны:

  • в теории иерархии основ А. Маслоу;
  • теории ERG, рассматривающей необходимость существования роста и связей, разработанной К. Альдерфером;
  • в трудах с описанием приобретенных желаний Д. Мак-Клелланда;
  • теории двух факторов Ф. Герцберга;
  • моделях с рассмотрением факторов ожиданий В. Врума;
  • моделях Портера-Лаулера.

Цели психологических теорий мотивации

Психология трудовой деятельности проявляется в целях, интересах, мотивах:

Цели

Являются основным ориентиром и придают направленность выполняемым действиям

Мотивы

Характеризуют виды побуждения к трудовой деятельности

Интересы

Заключаются в получении соответствующей выгоды от трудовой деятельности

Необходимо учитывать, цели труда могут быть корпоративными, государственными, индивидуальными. Все зависит от участников, которыми сформирована или поставлена соответствующая цель:

индивидуальная цель связана с вопросами стимулирования, образом трудовой жизни и занятости, привязанностью к профессии;

корпоративная цель выражается в общем стремлении обеспечить высокую производственную производительность, успешность в сфере рыночной востребованности продукта, удовлетворения основных требований конечных потребителей;

государственная цель связана с удовлетворением общественных потребностей, ростом благосостояния, социальной безопасности, обеспечением трудовой занятости.    

В современной науке применяются два подхода в изучении трудовой мотивации. Содержательные теории помогают рассмотреть потребности человека, вызывающие тот или иной мотив поведения. Мотивы труда рассмотрены в теориях известных психологов и социологов.

Какие основные психологические модели мотивации труда применяются современными управленцами

Психологические модели мотивации деятельности рассматриваются в труде Маслоу, концепция иерархии потребностей включает предпосылки и идеи, заключающиеся:

в постоянном ощущении каких-то потребностей;

в определенном наборе потребностей, выраженных наиболее сильно, их можно объединить в определенные группы;

соответствующих группах, они иерархически располагаются по отношению друг к другу;

если потребности не удовлетворены, это побуждает к выполнению соответствующих действий;

удовлетворенные потребности перестают мотивировать;

если удовлетворяется только одна потребность, на смену ей приходит другая неудовлетворенная потребность;

человек обычно ощущает несколько различных потребностей одновременно, они комплексно взаимодействуют и дополняют друг друга;

те, что находятся в основании пирамиды, требуют наибольшего внимания и удовлетворения в первую очередь;

потребности высокого уровня активно действуют, если в первую очередь удовлетворяют стремления низкого уровня.

Маслоу отметил, все потребности, как высшие и низшие, тесно взаимосвязаны. Их трудно отделить друг от друга. Основные бытийные ценности считаются мощным мотивом. В настоящее время многие управленцы современных предприятий учитывают пирамиду потребностей Маслоу при разработке систем мотивации.

Модель ERG Альдерфера

Клейтон Альдерфер в своей модели объединяет потребности человека в отдельные группы:

На первом месте

Потребности существования

На втором месте

Потребности связи

На третьем месте

Потребности роста

В этом теория мотивация Клейтона Альдерфера полностью соотносится с модель Маслоу. Необходимость связи отражает социальную сущность человека, стремящегося создать в своем окружении круг единомышленников, коллег, друзей, семью. К этой группе относится и потребность признания, самоутверждения. Человек всегда стремится занять соответствующее положение в окружающем его мире. Потребности роста так же аналогичные с пирамидой Маслоу и включают стремление к развитию, самосовершенствованию. Эти группы можно считать полностью иерархичными.   

Необходимо учитывать, что модели Маслоу и Альдерфера имеют принципиальное различие. Маслоу утверждает, что движение идет от низших потребностей к высшим. По Альдерферу движение осуществляется в обе стороны. Иерархия отражает суть продвижения от конкретных и основных значений к более простым. Движение вверх удовлетворяет непосредственнее стремления, вниз обозначает процесс фрустрации. Теория считается новой, не получившей эмпирического подтверждения эффективности и правильности.   

Статьи по теме:

Основные психологические теории повышения производительности труда по модели Мак-Клелланда

Модель основана на удовлетворении высших факторов необходимости, так как витальные, или низшие потребности преимущественно считаются удовлетворенными. Только высшие потребности заставляют прилагать максимальные усилия, оказывают существенное влияние на поведение. Мак-Клелланд утверждает, что желания возникают в результате влияния опыта, обучения, жизненных или производственных обстоятельств.   

Виды потребностей по Мак-Клелланду

Необходимость в достижениях

  • Человек ставит перед собой определенные цели;
  • стремится к их достижению;
  • потребность характеризует не только отдельно взятых людей, но и общество

Необходимость в соучастии

  • Стремление к дружеским отношениям;
  • получению одобрения и поддержки от окружающих;
  • забота о том, что думают другие

Необходимость во власти

  • Стремление контролировать других;
  • осуществлять контроль над действиями коллектива;
  • оказывать влияние на поведение персонала

При создании систем стимулирования необходимо учитывать влияние основных факторов, осуществлять их комбинацию. Управлять персоналом рационально с применением всех основных методик и созданием способов, благоприятной обстановки для осуществления целей.

Двухфакторная психологическая теория мотивации Герцберга

Теория основана на разделении потребностей непосредственно на мотивацию и гигиенические факторы:

Гигиенические факторы

  • Не позволяют развиться неудовлетворенности от условий работы

Мотивирующие факторы

  • Помогают удовлетворить факторы высшего уровня, описанные Маслоу и Мак-Клелландом

Модель ожиданий Врума

Базируется на активной форме достижения поставленной цели. Определенный тип поведения приводит к достижению желаемого. Работники получают вознаграждение в виде похвалы, удовлетворения желания в самовыражении. Это помогает занять определенное положение в обществе. Мотивацией служит делегированный уровень полномочий для выполнения поставленных задач.  

Модель Портера-Лаулера

Лейман Портер и Эдвард Лаулер создали комплексную теорию мотивации, которая заключается в элементах моделей ожидания и справедливости.

Пять фигурирующих элементов

Затраченные усилия

  • Результаты деятельности зависят от степени приложенных усилий;
  • способностей;
  • осознания собственной роли в процессе;
  • характерных особенностей индивида

Уровень восприятия

  • Осознание того, что прилагаемый уровень усилий позволит получить желаемый результат

Полученные результаты

  • Результат соответствует вознаграждению

Вознаграждение

  • Вознаграждение прямо пропорционально результативности трудовой деятельности

Степень удовлетворения

  • Степень удовлетворения зависит от результативности труда

Гедоническая мотивационная модель

Одним из разработчиков модели считается П. Юнг. Он утверждает, удовольствие является основным фактором, определяющим активность работников. Вслед за определенным поведением следует эмоция. При позитивной реакции действие повторяется. При негативной застопоривается. Сторонники этой модели утверждают, что эмоциональные ощущения вызывают пресыщение. Позитивные эмоции могут перерасти в негативные, если одно и то же действие повторяется многократно.  

Справка

Психоаналитическая мотивационная теория

Зигмунд Фрейд – австрийский психиатр разработал модель мотивации, основанной на психодинамическом подходе. Психологические силы формируют поведение. Это считается реакцией на действие разных стимулов. По мнению Фрйда движущими силами являются инстинкты, имеющие такие параметры, как:

  • источник;
  • цель;
  • объект;
  • стимул.

Специалисты по управлению персоналом могут использовать комплекс теорий или отдельные элементы, чтобы разработать действующую и эффективную систему, помогающую повысить производительность труда.

Насколько хороша система мотивации персонала в вашей компании

Статьи по теме:



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Директор по персоналу» –
практический журнал по управлению человеческими ресурсами

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57623 от 08.04.2014.


  • Мы в соцсетях
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×