Методы профессионального обучения: выбор эффективных способов

334
Методы профессионального обучения — способы взаимодействия учащихся и преподавателей, направленные на развитие и воспитание специалистов, повышение уровня их квалификации. Можно выделить активные и пассивные варианты, которые имеют свою классификацию.

Методы и средства профессионального обучения: общие сведения о классификации

Методы обучения в профессиональном образовании имеют обширную классификацию, которая зависит способ изложения информации, прочих факторов. Можно выделить семь основных классификаций по видам воздействия на учеников.

Источники познаний:

  • словесные — рассказ, лекция, беседа, объяснение, инструктаж;
  • наглядные — наблюдение, демонстрация, показ, иллюстрация, использование ТСО;
  • практические — упражнение, лабораторная работа, тренировка, поручение.

Способы формирования:Методы профессионального обучения

  • сознания — рассказ, инструктаж, лекция, беседа, объяснение, демонстрация, убеждение, пример, внушение;
  • поведения — упражнение, поручение, тренировка, создание разных ситуаций;
  • чувств — поощрение, наказание, создание ситуации успеха, а также контроль, оценка;

Степень продуктивности:

  • объяснительно-иллюстративные — преподаватель сообщает готовую информацию в виде рассказа, лекции, объяснения;
  • репродуктивные — преподаватель выдает задания, а учащиеся выполняют его по правилам, которые озвучены ранее;
  • проблемные — преподаватель ставит проблему, при этом сам решает ее, но показывает, как он это делает;
  • частично-поисковые — ученики сами решают самостоятельную или лабораторную работу;
  • исследовательские — учащиеся решают проблему, выполняют исследовательское моделирование, поиск неисправностей или сбор новых фактов.

Методы контроля профессионального обучения:

  • устные — индивидуальный опрос, зачеты, экзамены, фронтальный опрос;
  • письменные — контрольные работы, зачеты, экзамены, программированные способы оценки знаний.

Способы:

  • теоретические — монологические, диалогические, показательные, исследовательские, программированные методы;
  • производственные — показ трудовых действий, в том числе проектировочное, регулировочное упражнения.

Активные методы профессионального обучения:

  • имитационные — использование тренажеров, элементов деловой игры, анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, практические работы, выполнение индивидуальных заданий в процессе практики;
  • неимитационные — проблемные лекции, учебные дискуссии, эвристические беседы, поисковые лабораторные работы.

Инновационные или современные методы профессионального обучения:

  • интернет-технологии;
  • профессиональная ориентация;
  • блочно-модульный принцип освоения программы;
  • инновационные игровые технологии.

Подбирать методы и средства профессионального обучения или повышения уровня квалификации следует в каждом конкретном случае индивидуально, ориентируясь на текущий уровень знаний и умений специалиста. Если одним хватает самостоятельного изучения материала, другим больше подходят краткосрочные или полноценные курсы, включающие и практическую работу под контролем эксперта.

Степень усвоения информации зависит от мотивации самого учащегося, его мышления. Некоторые воспринимают наглядную информацию, например, картинки, графики, а кто-то хорошо понимает подробные рассказы с примерами или же без них.

Практические методы профессионального обучения: обзор

Многие выбирают именно практические методы обучения в профессиональной подготовке, так как в ходе них удается контролировать степень усвоения информации. Учащиеся могут отрабатывать различные ситуации, решать контрольные работы, выявлять текущие ошибки и разбирать их. Несмотря на то, что работы выполняются самостоятельно, они контролируются специалистом, выступающим в роли эксперта.

Если изначально практические методы профессионального обучения могут отрабатываться на тренажерах, с помощью деловых игр, в последующем учащиеся переходят к решению реальных задач. При выполнении работ должна соблюдаться техника безопасности, с которой нужно ознакомить всех учеников, если они выполняются в опасных условиях.

Справка

В целом весь процесс можно поделить на несколько этапов:

  1. подготовка учащихся к наблюдению;
  2. показ трудового процесса;
  3. изолированный показ некоторых элементов в замедленном режиме;
  4. описание и подробное объяснение показываемых действий;
  5. демонстрация пособий, если это требуется;
  6. проверка учащихся с помощью устных вопросов или письменных тестов;
  7. пробное выполнение всех действий учениками.

Среди практических методов профессионального обучения первое место занимают именно упражнения. Их основа состоит в целенаправленном и многократном повторении действий под контролем эксперта. Отрабатываются основные задачи и приемы, изучаются и применяются технологии, которые нужны в конкретной области. Только так можно овладеть нужными навыками или развить уже имеющиеся способности.

Упражнения на производстве проводятся так, что каждое последующее способствует закреплению материала предыдущего. Это способствует формированию высокого уровня мастерства. Если в организации предусмотрено конвейерное производство чего-либо, работник систематизирует действия, начинает работать эффективнее, что и требуется работодателю.

Лабораторно-практические работы, а также решение технических задач — методы профессионального обучения, в ходе которых ученики наблюдают, после чего анализируют явления, устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой. Несмотря на самостоятельное выполнение заданий, эксперт наблюдает за процессом, а при необходимости дает рекомендации или более детально объясняет некоторые процессы.

В период прохождения курсов, тренингов учащиеся могут отстраняться от работы, выполнять ее ограниченное время. Офисным сотрудникам нередко объясняют нужную информацию без отрыва от работы, при этом приглашают более опытного наставника, тренера. Под его руководством они выполняют проекты, прочие задания. Результаты фиксируются и анализируются. В завершении следует тестирование.

Марина Веселовская,
менеджер по планированию преемственности и развитию персонала компаниии «Efes Rus» в России

Мария Веселовская

Какие существуют способы быстрого и эффективного обучения персонала?

Наиболее быстрым и эффективным способом донесения теоретического материала на сегодняшний день является онлайн-обучение. Оно предоставляет возможность в кратчайшие сроки донести нужную информацию до максимального количества сотрудников, независимо от их географической распределенности. Однако, с точки зрения отработки новых навыков, максимальный эффект достигается через очное обучение (тренинги, мастер-классы, воркшопы, наставничество) с обязательным дальнейшим закреплением знаний в ежедневной работе. Здесь важно сказать, что ответственность за эффективность обучения делится между компанией и сотрудником. Компания предоставляет возможность обучения, контент и инструменты, а сотрудник, со своей стороны, отвечает за получение и закрепление полученных навыков в работе.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Активные методы профессионального обучения: основные отличия

Активные методы профессионального обучения активно используются, так как они способствуют хорошему запоминанию информации и отработке действий. Они подразделяются на две категории: групповые и индивидуальные. Если требуется дополнительное обучение специалистов высшего звена, то в этом случае больше подойдут занятия с личным коучем. Для остальных работников чаще выбирают групповые способы, так как они отличаются меньшей стоимостью.

Ю.Н. Емельянов условно разделяет групповые занятия на три блока:

Дискуссионные методы

  • групповая дискуссия;
  • анализ ситуаций морального выбора;
  • разбор казусов из практики анализ ситуаций морального выбора.

Игровые способы

  • дидактические, творческие игры;
  • деловые или управленческие игры;
  • ролевые игры, в том числе поведенческое научение, психодраматическая коррекция, игровая психотерапия;
  • контригра.

Сенситивный тренинг

  • тренировка межличностной чувствительности.

Методы профессионального обучения могут быть имитационными и неимитационными. В ходе них учащиеся изучают информацию, анализируют конкретные ситуации, учатся решать возникшие проблемы. Это помогает им лучше понимать все тонкости, с которыми они будут сталкиваться при выполнении работы, принимать обоснованные решения.

Как выбрать методы организации профессионального обучения: типичные ошибки

Выбирая методы организации профессионального обучения, необходимо учитывать текущий уровень подготовки специалистов. Если они давно работают, владеют основными приемами и информацией, для них подойдут краткосрочные формы курсов, а также лекции, семинары, коучинг или тренинги. Когда требуется в целом переподготовить работников, их нужно отправлять на полноценные курсы, после которых они сдадут экзамены. Как правило, они сочетают в себе теорию и практику.

Многие эффективные методы профессионального обучения основаны именно на том, чтобы организация получала квалифицированного специалиста. Несмотря на прикладываемые усилия учителя, тренера, не всегда удается этого добиться, если у сотрудника низкая мотивация. Необходимо избегать распространенных ошибок, чтобы не тратить деньги, но при этом не получать результата.

Развитие ради развития — ошибка, которую часто допускают кадровые специалисты, отправляющие специалистов на курсы. Необходимо отслеживать, кто из работников нуждается в этом, а кто и так хорошо справляется со своими обязанностями.

Развитие как развлечение — зачастую работники сами просят отправить их на курсы, но они преследуют личные цели. Обычно они рассматривают курсы как шанс получить дополнительный оплачиваемый отпуск, отдохнуть. На самом деле уровень их квалификации и так держится на нормальном уровне.

Беспрерывное развитие одних в ущерб другим — ситуация, когда менеджер по персоналу проявляет личную симпатию к отдельным работникам или между ними дружеские отношения. В итоге определенные работники постоянно учатся, хотя им это не нужно, а другие имеют недостаточную квалификацию.

В завершении следует отметить, что методы профессионального обучения эффективны тогда, когда они проводятся опытным человеком. При выборе способов нужно обращать внимание на заслуги тренера, эксперта, отдавая предпочтение курсам или тренингам, которые проводятся специалистом, имеющим заслуги.

Договор на оплату обучения сотрудника

Скачать чистый бланк >>>
Скачать заполненный образец >>>

Возможно, вам будет интересно узнать:

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...





      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Директор по персоналу» –
      практический журнал по управлению человеческими ресурсами

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-66264 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

      Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

      А кроме того, ваc ждут подарки:
      - журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
      - подборка самых интересных статей за месяц,
      - видеосеминары и презентации по HR вопросам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

      Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

      После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

      Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль