Анализ методов обучения персонала

1078
Успех работы современного предприятия во многом зависит от регулярного обучения его сотрудников. Однако повышение квалификации на бумаге далеко не всегда соответствует реальному положению дел. Чтобы не тратить средства впустую, а обеспечивать повышение знаний и навыков работников, необходимо параллельно проводить анализ методов обучения персонала.

В последние годы бизнес особенно остро столкнулся с проблемой недостаточной квалификации кадров на рынке труда. Зачастую молодые специалисты, выпускающиеся из вузов, демонстрируют устаревшие знания и навыки, бесполезные для эффективного развития компании.

Эта проблема отставания образовательных программ средних и высших учебных заведений сегодня целиком ложится на плечи работодателей. Однако, вкладываясь в обучение новых сотрудников и повышение квалификации уже опытных кадров, следует уделять повышенное внимание оценке эффективности обучения персонала.

Какие существуют модели оценки методов обучения и развития персонала

Предприятия используют самые разные подходы в оценке эффективности методов обучения сотрудников. Это зависит от предпочтений работодателей, специфики бизнеса и сложившегося коллектива. Однако четырехуровневая модель американского эксперта Дональда Киркпатрика принимается большинством организаций. Анализ методов обучения персоналаАналитический инструмент, описанный в книге «Четыре ступеньки к успешному тренингу», считается традиционной классикой и широко распространен во всем мире.

Особенностью метода Киркпатрика можно назвать повышение сложности процедуры оценки с увеличением числа уровней данной модели. Трудоемкость оценочных мероприятий с применением четвертого уровня модели Киркпатрика настолько высока, что превышает даже стоимость всего цикла обучения. Поэтому несмотря на существенный эффект от анализа обучения данным способом, применение его ограничено и не всегда целесообразно из-за высокой стоимости.

Еще одним американским экспертом, Дж. Филипсом, в модель Киркпатрика был добавлен пятый уровень оценки, характеризующий отдачу от инвестиций в развитие работников (RОI). В последнее время данная усовершенствованная модель получила признание «Американской ассоциации тренинга и развития» и широко практикуется во всем мире.

Расчет показателя RОI проводится по формуле:

Анализ методов обучения персонала

Одновременно с определением RОI часто выполняют вычисление показателя срока окупаемости инвестиций в обучение кадров. Показатель срока окупаемости является обратным по отношению к RОI и характеризует период вложенного в подготовку времени окупаемости.

Справка

Модель Bloom's Taxonomy – «Таксономия Блюма»

В зарубежной практике часто используется еще одна модель Bloom's Taxonomy – «Таксономия Блюма». На российском рынке она почти неизвестна. Этот метод оценки эффективности обучения персонала графически можно представить в виде трех перекрывающихся сфер. Эти три сферы, или части, призваны отображать знания, установки, навыки сотрудников, полученные ими в ходе обучения. Когнитивная сфера представляет знания, эмоциональная отвечает за новые установки, а психомоторная часть – за навыки, которые работник должен был получить в процессе обучения.

Этот вариант анализа в практическом плане схож с моделью Киркпатрика, однако с его помощью не получится провести финансовую оценку эффективности методов обучения персонала.

Зачем необходимо проводить анализ методов обучения персонала

Анализировать методы обучения персонала можно с помощью различных моделей. У каждой из них найдутся достоинства и недостатки для конкретной компании. Поэтому эксперт, выбирающий вариант обучения методам оценки персонала, должен, прежде всего, опираться на цели, которые поставлены руководством предприятия.

Например, с помощью использования модели Киркпатрика можно быстро получить наглядное представление об эффекте проведенных обучающих мероприятий. Модель оценки «Таксономии Блюма» дает возможность более подробно проанализировать методы эффективности обучения персонала и выбрать конкретную стратегию развития кадров.

Модель Дж. Филипса позволяет оценить финансовые аспекты процесса обучения, такие как эффективность инвестиций в персонал. Выбор большой, поэтому на сегодняшний день, по мнению специалистов, задача работодателя и экспертов состоит в том, чтобы грамотно выбрать конкретный алгоритм оценки эффективности обучения.

Оптимальные варианты организации оценки обучения персонала

Эксперты выделяют четыре ведущих способа качественной оценки подготовки кадров. В первом варианте навыки и знания работников оцениваются непосредственно в процессе обучения или сразу по завершению курса. Второй способ подразумевает оценку профессиональных знаний и навыков в условиях производства. При третьем варианте осуществляется анализ влияния прошедшего обучения на параметры производства. Четвертый способ представляет собой экономическую оценку.

Первый способ позволяет работодателям определить степень изучения профессиональных знаний и навыков. Данная процедура оценки подразумевает экзамен классической формы с участием преподавателей и сотрудников с использованием проверочных ситуаций.

Во втором варианте непосредственный руководитель сотрудника в производственных условиях оценивает полученные знания и навыки на протяжении 6 или 12 месяцев после завершения курса. За этот промежуток пройдет состояние эйфории после окончания курса и проявятся знания, приобретенные в процессе обучения. Этот способ позволит узнать степень практического применения полученных знаний.

Читайте материалы по теме:

Определение степени влияния результатов подготовки персонала на параметры производства составляет основной оценочный уровень, связывающий итоги обучения с необходимыми для успешной работы и развития бизнеса требованиями. Показатели такого вида анализа можно выразить в нескольких физических величинах:

коэффициент получаемого на производстве брака,

численность персонала,

коэффициент текучести кадров.

В процессе проведения общей оценки выполняется оценка экономической эффективности результатов обучения персонала. Этот этап основан на целесообразности инвестиций в человеческие ресурсы.

За критерий целесообразности принимается размер чистого дополнительного дохода после реализации программ обучения. Например, D – инвестиции в персонал, C – возможный долгосрочный эффект от инвестиций в производственном процессе. В этом случае:

Если D < C, то вложение средств в данную программу по обучению персонала окупилось и было оправданным.

Если D > C, то инвестиции в данную программу нецелесообразны, соответственно требуется искать иные пути вложения капитала.

Если используются программы обучения кадров, задача которых не выработка конкретных профессиональных навыков, а формирование нужного в бизнесе типа мышления и поведения, то анализ эффективности такой программы сложно провести напрямую. Ее результаты рассчитаны на долговременный период. В этих случаях помогут косвенные методы:

наблюдение за реакцией обучающихся по ходу курса;

проведение тестов до и после обучения, показывающих степень увеличения знаний сотрудников;

наблюдение за поведением обучившихся сотрудников на рабочем месте;

оценка эффективности программы самими обучающимися с использованием анкетирования или с помощью открытого обсуждения в группе.

После подведения итогов результаты анализа сообщаются руководству и самим сотрудникам, а затем используются в дальнейшем планировании развития кадров.

Место оценки эффективности обучения персонала в общей функции кадрового менеджмента

Оценка эффективности обучения кадров является завершающим этапом управления развитием персонала организации. Расходуемые на это средства рассматриваются как инвестиции в развитие сотрудников, которые должны окупиться в виде повышения эффективности деятельности предприятия.

Методы оценки подготовки работников различают по качественным и количественным характеристикам. Количественный метод анализа результатов обучения использует следующие показатели:

общее число обучаемых работников;

численность обучающихся сотрудников по категориям;

выбранные методы подготовки;

сумма денежных вложений в развитие кадров.

Количественный метод анализа эффекта подготовки кадров помогает сформировать социальный баланс предприятия. Однако, используя только его, нельзя оценить результаты обучения по уровню профессиональной подготовки и соответствия целям предприятия.

В заключение необходимо добавить, что только качественные методы оценки позволят работодателю определить эффективность обучения сотрудников и влияние подготовки на технические параметры производства.

Приказ об оплате обучения сотрудника

Скачать бланк >>>
Скачать заполненный образец >>>

Читайте материалы по теме:

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...





      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Директор по персоналу» –
      практический журнал по управлению человеческими ресурсами

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Директор по персоналу».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57623 от 08.04.2014.

      
      • Мы в соцсетях
      ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

      Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Директор по персоналу», пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к очень важным статьям и полезным сервисам.

      А кроме того, ваc ждут подарки:
      - журнал HR-бюджет и другие тематические приложения и кейсы,
      - подборка самых интересных статей за месяц,
      - видеосеминары и презентации по HR вопросам

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР «ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

      Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

      После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

      Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль