text
Директор по персоналу

Анализ методов обучения персонала

  • 18 июля 2017
  • 1636

Успех работы современного предприятия во многом зависит от регулярного обучения его сотрудников. Однако повышение квалификации на бумаге далеко не всегда соответствует реальному положению дел. Чтобы не тратить средства впустую, а обеспечивать повышение знаний и навыков работников, необходимо параллельно проводить анализ методов обучения персонала.

В последние годы бизнес особенно остро столкнулся с проблемой недостаточной квалификации кадров на рынке труда. Зачастую молодые специалисты, выпускающиеся из вузов, демонстрируют устаревшие знания и навыки, бесполезные для эффективного развития компании.

Эта проблема отставания образовательных программ средних и высших учебных заведений сегодня целиком ложится на плечи работодателей. Однако, вкладываясь в обучение новых сотрудников и повышение квалификации уже опытных кадров, следует уделять повышенное внимание оценке эффективности обучения персонала.

Какие существуют модели оценки методов обучения и развития персонала

Предприятия используют самые разные подходы в оценке эффективности методов обучения сотрудников. Это зависит от предпочтений работодателей, специфики бизнеса и сложившегося коллектива. Однако четырехуровневая модель американского эксперта Дональда Киркпатрика принимается большинством организаций. Анализ методов обучения персоналаАналитический инструмент, описанный в книге «Четыре ступеньки к успешному тренингу», считается традиционной классикой и широко распространен во всем мире.

Особенностью метода Киркпатрика можно назвать повышение сложности процедуры оценки с увеличением числа уровней данной модели. Трудоемкость оценочных мероприятий с применением четвертого уровня модели Киркпатрика настолько высока, что превышает даже стоимость всего цикла обучения. Поэтому несмотря на существенный эффект от анализа обучения данным способом, применение его ограничено и не всегда целесообразно из-за высокой стоимости.

Еще одним американским экспертом, Дж. Филипсом, в модель Киркпатрика был добавлен пятый уровень оценки, характеризующий отдачу от инвестиций в развитие работников (RОI). В последнее время данная усовершенствованная модель получила признание «Американской ассоциации тренинга и развития» и широко практикуется во всем мире.

Расчет показателя RОI проводится по формуле:

Анализ методов обучения персонала

Одновременно с определением RОI часто выполняют вычисление показателя срока окупаемости инвестиций в обучение кадров. Показатель срока окупаемости является обратным по отношению к RОI и характеризует период вложенного в подготовку времени окупаемости.

Справка

Модель Bloom's Taxonomy – «Таксономия Блюма»

В зарубежной практике часто используется еще одна модель Bloom's Taxonomy – «Таксономия Блюма». На российском рынке она почти неизвестна. Этот метод оценки эффективности обучения персонала графически можно представить в виде трех перекрывающихся сфер. Эти три сферы, или части, призваны отображать знания, установки, навыки сотрудников, полученные ими в ходе обучения. Когнитивная сфера представляет знания, эмоциональная отвечает за новые установки, а психомоторная часть – за навыки, которые работник должен был получить в процессе обучения.

Этот вариант анализа в практическом плане схож с моделью Киркпатрика, однако с его помощью не получится провести финансовую оценку эффективности методов обучения персонала.

Зачем необходимо проводить анализ методов обучения персонала

Анализировать методы обучения персонала можно с помощью различных моделей. У каждой из них найдутся достоинства и недостатки для конкретной компании. Поэтому эксперт, выбирающий вариант обучения методам оценки персонала, должен, прежде всего, опираться на цели, которые поставлены руководством предприятия.

Например, с помощью использования модели Киркпатрика можно быстро получить наглядное представление об эффекте проведенных обучающих мероприятий. Модель оценки «Таксономии Блюма» дает возможность более подробно проанализировать методы эффективности обучения персонала и выбрать конкретную стратегию развития кадров.

Модель Дж. Филипса позволяет оценить финансовые аспекты процесса обучения, такие как эффективность инвестиций в персонал. Выбор большой, поэтому на сегодняшний день, по мнению специалистов, задача работодателя и экспертов состоит в том, чтобы грамотно выбрать конкретный алгоритм оценки эффективности обучения.

Оптимальные варианты организации оценки обучения персонала

Эксперты выделяют четыре ведущих способа качественной оценки подготовки кадров. В первом варианте навыки и знания работников оцениваются непосредственно в процессе обучения или сразу по завершению курса. Второй способ подразумевает оценку профессиональных знаний и навыков в условиях производства. При третьем варианте осуществляется анализ влияния прошедшего обучения на параметры производства. Четвертый способ представляет собой экономическую оценку.

Первый способ позволяет работодателям определить степень изучения профессиональных знаний и навыков. Данная процедура оценки подразумевает экзамен классической формы с участием преподавателей и сотрудников с использованием проверочных ситуаций.

Во втором варианте непосредственный руководитель сотрудника в производственных условиях оценивает полученные знания и навыки на протяжении 6 или 12 месяцев после завершения курса. За этот промежуток пройдет состояние эйфории после окончания курса и проявятся знания, приобретенные в процессе обучения. Этот способ позволит узнать степень практического применения полученных знаний.

Читайте материалы по теме:

Определение степени влияния результатов подготовки персонала на параметры производства составляет основной оценочный уровень, связывающий итоги обучения с необходимыми для успешной работы и развития бизнеса требованиями. Показатели такого вида анализа можно выразить в нескольких физических величинах:

коэффициент получаемого на производстве брака,

численность персонала,

коэффициент текучести кадров.

В процессе проведения общей оценки выполняется оценка экономической эффективности результатов обучения персонала. Этот этап основан на целесообразности инвестиций в человеческие ресурсы.

За критерий целесообразности принимается размер чистого дополнительного дохода после реализации программ обучения. Например, D – инвестиции в персонал, C – возможный долгосрочный эффект от инвестиций в производственном процессе. В этом случае:

Если D < C, то вложение средств в данную программу по обучению персонала окупилось и было оправданным.

Если D > C, то инвестиции в данную программу нецелесообразны, соответственно требуется искать иные пути вложения капитала.

Если используются программы обучения кадров, задача которых не выработка конкретных профессиональных навыков, а формирование нужного в бизнесе типа мышления и поведения, то анализ эффективности такой программы сложно провести напрямую. Ее результаты рассчитаны на долговременный период. В этих случаях помогут косвенные методы:

наблюдение за реакцией обучающихся по ходу курса;

проведение тестов до и после обучения, показывающих степень увеличения знаний сотрудников;

наблюдение за поведением обучившихся сотрудников на рабочем месте;

оценка эффективности программы самими обучающимися с использованием анкетирования или с помощью открытого обсуждения в группе.

После подведения итогов результаты анализа сообщаются руководству и самим сотрудникам, а затем используются в дальнейшем планировании развития кадров.

Место оценки эффективности обучения персонала в общей функции кадрового менеджмента

Оценка эффективности обучения кадров является завершающим этапом управления развитием персонала организации. Расходуемые на это средства рассматриваются как инвестиции в развитие сотрудников, которые должны окупиться в виде повышения эффективности деятельности предприятия.

Методы оценки подготовки работников различают по качественным и количественным характеристикам. Количественный метод анализа результатов обучения использует следующие показатели:

общее число обучаемых работников;

численность обучающихся сотрудников по категориям;

выбранные методы подготовки;

сумма денежных вложений в развитие кадров.

Количественный метод анализа эффекта подготовки кадров помогает сформировать социальный баланс предприятия. Однако, используя только его, нельзя оценить результаты обучения по уровню профессиональной подготовки и соответствия целям предприятия.

В заключение необходимо добавить, что только качественные методы оценки позволят работодателю определить эффективность обучения сотрудников и влияние подготовки на технические параметры производства.

Приказ об оплате обучения сотрудника

Скачать бланк >>>
Скачать заполненный образец >>>

Читайте материалы по теме:


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение.
Это займет всего 2 минуты.


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
2 минуты, и вы продолжите читать
×
Пожалуйста, войдите на сайт

Скачать файл просто! Нужна только регистрация! (это быстро)

Вы получите расширенный доступ к материалам портала «Директор по персоналу»:

  • Экспертным статьям по актуальным вопросам HR;
  • Тестам оценки персонала;
  • Эффективным алгоритмам поиска, собеседования, адаптации персонала;
  • Советам и рекомендациям от ведущих экспертов;
  • Другим полезным материалам для развития личности.
Регистрация займет 1 минуту, польза окажется бесценной!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.