+ 3 месяца в подарок при подписке на пол года!  | По вопросам подписки: 8 800 222-15-37

Активировать демо-доступ

Директор по персоналу

KPI

  • 25 декабря 2018
  • 4917

В статье расскажем, что такое ключевые показатели эффективности (KPI), как рассчитывают KPI. Даем подробный пошаговый алгоритм для внедрения KPI. Расскажем, как использовать этот показатель для мотивации персонала. Бонус — таблица с примерами KPI для кадровика.

 Мотивация персонала

Что такое KPI

Расшифровка KPI означает в переводе с английского (Key Performance Indicators) — «ключевые показатели эффективности». Иногда KPI переводят как «ключевые показатели результативности», но этот вариант распространен меньше. 

Систему KPI используют крупные корпорации с развитой сетью филиалов и большим штатом.

KPI — это важный и действенный инструмент HR-менеджера, который позволят:

  1. Оценить эффективность работы персонала.
  2. Контролировать сохранение эффективности в ходе рабочего процесса.
  3. Управлять рабочим процессом.
  4. Ставить конкретные цели перед персоналом. 

Простыми словами объяснить руководству и сотрудникам, что такое kpi, вам поможет Алла Пискунова, HR директор компании «ЛГК-логистика»:

KPI

Пример ключевых показателей эффективности (kpi)

В штате крупного магазина бытовой техники 12 продавцов-консультантов. HR-менеджер магазина оценивает эффективность работы продавцов по следующим критериям:

Критерий №1 — соотношение числа покупателей, с которым общался продавец, с числом тех, которые впоследствии сделали покупку (в процентах);

Критерий №2 — средний чек покупателя;

Критерий №3 — процент перевыполнения плана.

Этот минимальный набор критериев уже позволяет рассчитать KPI (ключевые показатели) продавца и оценить его эффективность. Менеджер по кадрам может контролировать выполнение KPI-показателей и сохранение эффективности в течение дня или месяца. 

Эксперты журнала «Директор по персоналу» расскажут, 

о чем забывают руководители, когда устанавливают показатели KPI

По определению KPI позволяет управлять рабочим процессом и ставить конкретные задачи перед персоналом. Как это происходит на практике: 

  1. В магазине руководитель ставит задачу — распродать кофеварки Philipps.
  2. Менеджер мотивирует сотрудников, чтобы они выполнили задачу — продавали именно эти кофеварки.
  3. В KPI сотрудников добавляют еще один критерий: процент перевыполнения плана продаж кофеварок Philipps. Например, с каждой проданной сверх плана кофеварки Philipps продавец получает 3% ее стоимости.
  4. Персонал получает дополнительное материальное поощрение за проданные сверх плана кофеварки.

В нашем примере минимальный набор критериев для расчета KPI. На практике, среднее количество критериев KPI составляет 5-8. 

Примеры KPI для специалиста по кадровому документообороту

KPI

Виды ключевых показателей эффективности

Ключевые показатели эффективности бывают простые и производные.

Примеры простых KPI:

  • KPI результата (показатели результата, выраженные количественно или качественно);
  • KPI затрат (показатели количества затрат). 

Примеры производных показателей KPI:

  • KPI производительности — соотношение результата и затраченного времени;
  • KPI эффективности — соотношение результата и затраченных ресурсов. 

Эксперты журнала «Директор по персоналу» подскажут, 

как проанализировать загрузку рекрутеров

и понять, не ошиблись ли вы, когда ставили им KPI.

 KPI

3 главных принципа разработки KPI

Принцип №1. Показатели KPI должны быть просты и легко измеримы.

Это даст возможность сравнения и предотвратит дезинформацию. 

Принцип №2. Затраты на измерение должны быть ниже, чем польза от внедрения KPI.

Слишком сложная и дорогая процедура измерения показателей сведет на нет все плюсы от перехода на KPI.

Принцип №3. Результаты измерений должны использоваться в работе.

Если измерять показатели только для отчета и не предпринимать в дальнейшем никаких шагов, то измерения бессмысленны. 

Пример

Директор компании «Агния» решил ввести для топ-менеджеров показатели KPI. Каждый менеджер вел несколько таблиц с показателями своей работы, по которым смотрели его достижения и определяли KPI. На каждом недельном совещании эти показатели обсуждали, сравнивали, но никаких выводов не делали и грамотной аналитики не вели. В результате, через полгода директор решил, что такая система ничего не дает и отказался от нее.

Эксперты «Системы Кадры» научат грамотно 

разрабатывать систему ключевых показателей эффективности

Плюсы и минусы KPI

KPI

KPI

  • сотрудники работают на 20-30% эффективнее;
  • сотрудники понимают, какие задачи выполнять в первую очередь;
  • сотрудник корректирует работы по отстающему показателю;
  • проблемы можно обнаружить на этапе их возникновения;
  • справедливый расчет заработной платы;
  • эффективная система материальной мотивации.
  • не все показатели работы можно измерить количественно (например, в образовании, медицине);
  • внедрение системы KPI — дорогая, длительная и трудоемкая процедура.
  • каждый показатель нужно измерять и детально описывать;
  • на первых порах сотрудники воспримут новую систему в штыки. Придется долго объяснять, убеждать и переучивать.

Как рассчитать KPI: алгоритм и пример

Одной стандартной формулы, чтобы посчитать KPI не существует. У каждой компании своя специфика и свой набор показателей эффективности. Есть алгоритм расчета и базовая формула: 

Алгоритм расчета KPI

Шаг 1. Выбираем от 3 до 5 показателей эффективности.

Например, показатели для продавца интернет-магазина:

  1. Новые заказчики.
  2. Покупатели, сделавшие повторный заказ.
  3. Положительные рекомендации.

Шаг 2. Определяем вес каждого показателя. Суммарный вес показателей — 1, а наибольший вес — у самого важного.

  1. Новые заказчики — 0,5.
  2. Покупатели, сделавшие повторный заказ — 0,25.
  3. Положительные рекомендации — 0,25.

Шаг 3. Собираем и анализируем данные по выбранным показателям в течение месяца.

Шаг 4. Рассчитываем KPI по формуле: 

индекс KPI = Вес показателя*Факт/План

Факт — фактический результат

План — плановый результат. 

Шаг 5. Рассчитываем зарплату с учетом индекса KPI. 

Пример расчета KPI

Учет kpi при оплате труда продавца интернет-магазина

Ставка 8000 руб.+ 2% от личных продаж (600 000 х 0,02 = 12 000 руб.) + премия за достижение KPI по новым заказчикам (4000) + премия за достижение KPI по повторным покупкам (3000) + премия за выполнение общего плана продаж (4000) = 31 000.

Такая система расчета мотивирует продавцов привлекать новых клиентов и работать со старыми. 

Воспользуйтесь материалами «Системы Кадры»

Матрица KPI специалиста по продажам

Матрица KPI водителя-экспедитора

Внедрение KPI в компании: 7 этапов

Этап 1. Выясняем, какие показатели влияют на прибыль. Определяем, кто в компании влияет на эти показатели.

Этап 2. Выбираем ключевые показатели, т.е. показатели, которые в наибольшей степени влияют на прибыль. Назначаем ответственного за них сотрудника. Для каждого отдела назначаем по 2-3 четких KPI.

Этап 3. Объясняем сотрудникам, как достижение ключевых показателей влияет на оплату труда (материально мотивируем).

Этап 4. Следим за тем, удается ли сотруднику достичь целевых показателей. Если да, переходим сразу к Этапу 6. Если нет — к Этапу 5.

Этап 5. Выясняем причину. Если вины сотрудника нет, меняем условия. Если не справляется сотрудник, меняем на другого.

Этап 6. Постоянно корректируем систему KPI — удаляем устаревшие показатели и добавляем новые.

Этап 7. Корректируем систему мотивации: объясняем какие параметры и как будут влиять на оплату труда.

Вывод

KPI — это ключевые показатели эффективности сотрудника. Систему KPI используют крупные корпорации с развитой сетью филиалов.

KPI — это инструмент HR-менеджера, который позволят оценить эффективность работы персонала, управлять рабочим процессом, а также ставить конкретные цели перед персоналом.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Пожалуйста, войдите на сайт

Скачать файл просто! Нужна только регистрация! (это быстро)

Вы получите расширенный доступ к материалам портала «Директор по персоналу»:

  • Экспертным статьям по актуальным вопросам HR;
  • Тестам оценки персонала;
  • Эффективным алгоритмам поиска, собеседования, адаптации персонала;
  • Советам и рекомендациям от ведущих экспертов;
  • Другим полезным материалам для развития личности.
Регистрация займет 1 минуту, польза окажется бесценной!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Скачать
×
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.