text
В честь Дня HR-а "Директор по персоналу" всего за 13 990 руб.!  | По вопросам подписки: 8 800 222-15-37
Директор по персоналу

Как уладить конфликты линейного менеджера с подчиненными, если он виноват в них сам?

  • 10 мая 2016
  • 127

Вопрос

Ко мне часто обращается руководитель подразделения. Он просит помочь «разрешить недопонимание с сотрудниками». На самом деле это банальные конфликты руководителя с подчиненными, и заканчиваются эти конфликты не всегда благополучно. Дважды едва удалось избежать суда. Я вижу, что виновником «недопонимания» является сам руководитель. У него нет семьи, он помешан на работе, предъявляет завышенные требования к себе и к окружающим. Требует от подчиненных, чтобы они все выполняли по высшему разряду, говоря при этом: «Если это могу я, почему не могут другие?» Возражения вроде «все люди разные и у всех – разные обстоятельства» он отметает сходу. Как донести до него, что причина конфликтов в нем и что ему надо скорректировать требования к людям?

Ответ

Выясните, сколько человек было уволено и принято в подразделение, возглавляемое руководителем, а также в других отделах, поговорите с ним. Во-первых, спросите, как он представляет роль руководителя. Выслушав, зачитайте определение из словаря «Социальная психология» под редакцией психолога Михаила Кондратьева: «Руководитель — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности». Затем покажите собеседнику, сколько человек ушло от него за год, рассчитайте коэффициент текучести (как это делать, см. в № 10, 2013). Приведите данные по другим подразделениям, при этом заметьте, что текучесть там ниже, а результаты не хуже. Подведите управленца к выводу: он не лучшим образом организует работу подразделения. Но сразу скажите, что хотите ему помочь.

Спросите, как он попал на руководящую должность. Если раньше был отличным специалистом, поясните: нужно менять подходы к работе. Нередко такие специалисты – одиночки, которые не хотят нести ответственность за других («нет семьи») либо исповедуют только авторитарный стиль управления персоналом. Разъясните собеседнику: он должен быть не хорошим специалистом, а эффективным управленцем.

На риторический вопрос: «Если я могу хорошо выполнить работу, почему ее не могут также выполнить сотрудники?», ответьте тоже риторически: «Если подчиненные будут такими же профессионалами, как вы, тогда зачем им начальник, то есть вы?». Призовите руководителя быть мягче по отношению к подчиненным, проявлять иногда уступчивость.


Подробнее о неисполнении подчиненным приказа начальника мы писали здесь.


Кроме того, вместе с вышестоящим руководителем управленца оцените, чего от него больше – пользы или вреда. Если пользы, то направьте его на тренинг по управлению, порекомендуйте почитать книги классиков менеджмента, например Питера Друкера или Анри Файоля. Возможно, руководитель осмыслит свое поведение и изменит его. Если же этого не произойдет, либо вам уже сейчас ясно, что вреда от управленца больше, расставайтесь с ним или переводите на неруководящую должность.

Читайте также в электронном журнале «Директор по персоналу»:

Руководитель не делает ничего плохого, а люди не задерживаются. Помогите ему стать боссом, от которого не уходят. Побудьте коучем, задайте семь вопросов

Линейные менеджеры твердят, что им подбирают не тех сотрудников. Рекрутеры допускают ошибки? Какие именно и как их исправить

Как добиться, чтобы сотрудники признавали свои ошибки и учились на них? Измените отношение к промахам и сбоям. Cначала у руководителей

Еще не подписаны на наше издание? Оформите бесплатную подписку и читайте статьи в течение трех дней!

Рекомендации по теме

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение.
Это займет всего 2 минуты.


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
2 минуты, и вы продолжите читать
×
Пожалуйста, войдите на сайт

Скачать файл просто! Нужна только регистрация! (это быстро)

Вы получите расширенный доступ к материалам портала «Директор по персоналу»:

  • Экспертным статьям по актуальным вопросам HR;
  • Тестам оценки персонала;
  • Эффективным алгоритмам поиска, собеседования, адаптации персонала;
  • Советам и рекомендациям от ведущих экспертов;
  • Другим полезным материалам для развития личности.
Регистрация займет 1 минуту, польза окажется бесценной!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты.

После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Кроме того, в подарок вы получите подборку лучших статей журнала, тематические приложения и готовые HR-кейсы.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.