Компания Coleman Services провела исследование «Уровень развития цифровых технологий в HR» среди своих клиентов, чтобы выяснить, как компании автоматизируют функции управления персоналом.
На протяжении нескольких лет эксперты обсуждают тренд диджитализации в сфере управления персоналом. Так, по данным исследовательского агентства Grand View, мировой рынок технических инноваций в сфере HR достиг $14 млрд и по прогнозам его рост к 2025 году составит уже $30 млрд. Компания Coleman Services выяснила, как и зачем цифровые технологии в HR применяют ее клиенты.
Сколько компаний автоматизируют HR-работу
В исследовании Coleman Services приняли участие HR-специалисты из 69 производственных и непроизводственных компаний. Если говорить об общем уровне развития диджитализации в сфере управления персоналом, то 62% респондентов частично автоматизировали HR-функции и планируют продолжать модернизацию. 17% еще только начинают внедрять цифровые технологии. Стоит отметить, что 10% компаний уже прошли базовый этап цифровой трансформации и автоматизировали основные функции. 6% предприятий автоматизировали лишь некоторые функции HR и не планируют развиваться в этом направлении. Только 4% компаний прошли полную цифровую трансформацию и автоматизировали все функции HR.
Как компании автоматизируют HR-функции
Среди HR-функций, которые автоматизировали компании, преобладает кадровое администрирование — 77%. Автоматизированная система имеет ряд преимуществ и может значительно облегчить работу HR-ов и кадровиков. Например, она ведет учет работников, регистрирует приказы, следит за предоставлением отпусков, а также позволяет получать необходимые аналитические данные в пару кликов. Благодаря этому сотрудники HR- и кадровой службы могут выполнять ряд задач, избегая ошибок и оптимизируя свою работу должным образом. Например, можно исключить многократный ввод одних и тех же данных в систему учета или минимизировать риски взысканий со стороны фискальных органов, довести «чистоту» документов до надлежащего уровня.
55% компаний автоматизировали функцию оценки персонала. Основная цель — сформировать качественный кадровый резерв, который увеличит эффективность работы компании и её производственные мощности. С помощью системы HR-ы выявляют сильные и слабые стороны сотрудников, определяют наиболее квалифицированный персонал, на основе полученных данных формируют индивидуальный план развития каждому перспективному специалисту.
38% респондентов автоматизировали систему компенсаций и льгот. Автоматизация позволяет сформировать оптимальный и эффективный пакет бенефитов, исходя из потребностей работников, и при этом контролирует расходы компании. Система C&B мотивирует сотрудников увеличивать результативность работы. В итоге, снижается текучесть кадров и повышается лояльность персонала организации.
32% компаний автоматизировали функции обучения и развития персонала. Эта функция уже включает в себя оценку персонала, о которой мы говорили выше. На основе её данных система помогает сформировать индивидуальную или групповую программу обучения сотрудников, включая аналитику по результатам.
23% компаний прибегли к автоматизации внутренних коммуникаций. Руководство компаний старается сделать работу сотрудников более слаженной. Для этого создает условия для быстрой и удобной связи — вводит в работу мессенджеры, IP-телефонию, конференц-связь. Руководство внедряет и корпоративные порталы с информацией о компании. Там не только можно узнать новости о деятельности организации, но и быстро найти информацию о коллеге, получить его контактные данные и оперативно выйти с ним на связь. Также автоматизация помогает организовать удаленную работу сотрудников. К новому тренду по автоматизации внутренних коммуникаций добавились чат боты — корпоративные аналоги Siri или Алисы. Они все знают о компании и всегда готовы помочь в текущих вопросах сотрудников.
21% автоматизировали функцию подбора персонала. Специальные программы по рекрутменту позволяют систематизировать данные о кандидатах, прослеживать статистику по отдельным вакансиям и соискателям. Очень часто рекрутеры ведут базу данных в Excel, тратят массу времени на то, чтобы проанализировать информацию и перенести комментарии и пометки с бумажных носителей в электронный вид. Автоматизация подбора персонала позволяет минимизировать рутинные операции и высвобождает время для поиска и подбора кандидатов.
Зачем диджитализация HR
61% компаний отметили цифровизацию как фактор, который будет оказывать влияние на сферу HR в ближайшие несколько лет. При этом нехватку квалифицированных кадров выделили 57% респондентов. Треть опрошенных считает, что проблема поколений станет доминирующим фактором, воздействующим на сферу управления персоналом. Четверть компаний остановили свой выбор на проблемах демографии. Таким образом, видно, что рынок цифровизации в HR-сфере не только растет, но и будет задавать вектор развития всей отрасли в ближайшие годы.